Зачем Помпео ездил в Казахстан?

  04 ФЕВРАЛЬ 2020    Прочитано: 7750
Зачем Помпео ездил в Казахстан?

Тур США по странам СНГ не совсем обычен - согласно заявлениям Вашингтона он связан с реализаций новой стратегии США для стран Центральной Азии. Что это за стратегия, в чем ее угрозы или напротив преимущества и как она уже проявляет себя сейчас в ходе визита Майкла Помпео в Нур-Султан и Ташкент рассказал Vzglyad.az казахский политолог Замир Каражанов.

- Как вы оценили бы итоги визита Помпео в Казахстан?

- Уже прозвучали отдельные заявления в Нур-Султане. В частности, по лагерям для мусульман в Китае. Тема носит острый характер для государств, где большая часть населения исповедует ислам. Действительно, в определённой мере проводимая КНР политика в СУАР может сдерживать внешнеполитические амбиции Пекина. Поскольку сообщения из Китая стали резонансными для общественности ряда стран. Майком Помпео делались также и другие заявления касательно американских инвестиций. Но проблема в том, что они локализовались в энергетическом секторе Казахстана и региона.

Поэтому население не ощущало от них отдачи. При этом никто не говорил о каком-то "плане Маршала" для Центральной Азии, т.е. о полной "перезагрузке" экономик, проведении рыночных реформ и т.д. Могу сказать только, что для США в регионе открываются новые возможности. Это связано с Узбекистаном, где после смены власти стали придерживаться прагматичного курса на внешней арене, а также с Казахстаном, где после избрания президента Касым-Жомарта Токаева власти стали проводить более либеральную политику внутри страны. Все это даёт американской стороне дополнительные карты в руки.

- Что представляет собой новая стратегия США для стран Центральной Азии, какие у нее векторы развития и приоритеты?

- Существенный нюанс – новую программу пока только лишь анонсировали, но не презентовали. То о чем говорили, в ходе заседания в формате "С5+1"стратегией не назовешь. Стратегия, это целостный документ, в котором даётся оценка текущей ситуации, определяются цели и задачи, и пути их достижения. В Ташкенте Помпео только делал заявления и провел совещание с главами МИД стран региона. Лично я не заметил, чтобы кто то делал презентацию стратегии. По моему сам Помпео не использовал термин "новая стратегия". То, что говорил Помпео, это позиция США по региону. Причем не первой свежести. Это видно по вопросу об Афганистане. Старые тезисы. Хотя конечно Майка Помпео приехал в регион не с пустыми руками. Информация о новой стратегии США пока носит фрагментарный характер. Сотрудники Госдепартамента США в СМИ делали отдельные заявления и замечания по ней. Поэтому пока нет общей картины. По имеющейся информации, она направлена на сдерживание Китая в регионе. Учитывая синофобию нынешней администрации США во главе с Трампом, подобный поворот событий следовало ожидать.

Но если Китай готов инвестировать большие средства в проект "Один пояс, Один путь", по сути в инфраструктуру и экономики Центральной Азии, то остаётся не понятно, что готовы предложить США. Тем более, что при Трампе, американская администрация стала меньше уделять вопросам продвижения интересов США в разных уголках мира. И здесь надо отметить, что регион Центральная Азия, как правило, рассматривался в качестве периферийного региона, обладающего богатыми запасами энергоресурсов.

Здесь редко бывают высокопоставленные американские чиновники, что указывает на скромное место Центральной Азии во внешней политике США. Насколько известно, в США собираются укрепить региональное сотрудничество в Центральной Азии, сделать регион самодостаточным, сплочённым. Но это не новая идея. Её постоянно обсуждают на экспертном уровне и часто задаются вопросом, какая тенденция характерна для региона: центробежная или центростремительная? Поскольку крепких связей между странами Центральной Азии пока не видно и до последнего времени наблюдалась разобщённость.

- Какое место отведено для каждой из стран ЦА в новой стратегии?

- Можно сказать что никакое. Поскольку Стратегия направлена на весь регион и на все страны Центральной Азии. Они равны, можно сказать. Но очевидно, что Казахстан и Узбекистан будут играть заметную роль ввиду своего политического, экономического и военного веса. Но такое обстоятельство будет заметно только в формате двухсторонних отношений. Имеется ввиду отношений США с Казахстаном и Узбекистаном, а не в рамках американской стратегии по Центральной Азии. В принципе, это нормальная практика.

Ещё хотел бы сказать, что в США в текущем году состояться президентские выборы и смена американской администрации (если она произойдёт) может внести новые коррективы в отношения США со странами Центральной Азии. Все-таки следует признать, что внешнеполитический курс команды Дональда Трампа не самый лучший образец американской внешней политики. Это заметно по Азиатско-тихоокеанскому региону и Европе, где США в свое время оказали значительное влияние на процессы региональной трансформации. Речь идёт о периоде с момента окончания Второй мировой войны и до наших дней. А вот в Центральной Азии участие США было незначительным и ограниченным.

Беседовал Самир Мурадов

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: США   Казахстан  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА