Я не жалею о сказанном в Армении и продолжаю настаивать на своих позициях- ЭКСКЛЮЗИВ

  25 ФЕВРАЛЬ 2014    Прочитано: 8888
Я не жалею о сказанном в Армении и продолжаю настаивать на своих позициях- ЭКСКЛЮЗИВ

«Во времена всеобщей лжи говорить правду - это экстремизм»
Джордж Оруэлл


В преддверии годовщины бесчеловечной резни в Ходжалы, особенно важно говорить правду, вернее, доносить ее миру. К сожалению, не все журналисты, политические деятели и иные публичные люди готовы открыто и смело заявлять свою позицию.

Исключением стала Парламентский адвокат Республики Молдова, Омбудсмен, член Коллегии адвокатов Республики Молдова - Аурелия Григориу. Мы помним выступление Аурелии Андреевны 4 июля 2013 года перед Парламентом Армении на конференции «Европейские стандарты верховенства права и границы усмотрения в странах - членах Совета Европы», в своей речи, озаглавленной «Соблюдение прав человека на территориях «замороженных конфликтов»». Предлагаем интервью Взгляд.az с омбудсменом Молдовы Аурелией Григориу.

- Добрый день, Аурелия Андреевна. Прежде всего, хочу вас поблагодарить за то, что выделили время из своего плотного графика. Вы, безусловно, одна из видных фигур Молдавии, Парламентский адвокат, Омбудсмен. Учитывая недавнее советское прошлое Республики Молдова, насколько сложно женщине в Молдове построить карьеру? Сталкивались ли вы с дискриминацией на себе и уже по ходу своей работы в качестве Омбудсмена?

- Республика Молдова является стороной многих международных конвенций, среди которых , в том числе и безусловно, о правах женщин. Но, что касается последних, на практике, к сожалению, законы соблюдаются далеко не всегда.

Действительно, женщине в Молдове построить карьеру достаточно сложно. Что же касается политической карьеры, то это еще сложнее. В настоящее время количество женщин в молдавской политике ничтожно мало. Среди депутатов Парламента Молдовы лишь 19% составляют женщины (из 101 депутата только 19 женщин)

Молдова находится на 45-ом месте по уровню гендерного равенства в мире. Если посмотреть эти же показатели за 2006 год, то мы увидим, что Молдова была на 17 м месте. Таким образом, за период с 2006 по 2012 год в Молдове произошел явный регресс показателей по гендерному равенству. Однако, начиная со второй половины 2013 года по вопросу, касающегося роли женщин в общественной жизни, наблюдается определенный прогресс в области продвижения роли женщин в обществе, и особенно, их участите на уровне Правительства. В 2013 году, после утверждения нового состава Правительства, из 21-го члена (Премьер-министр, 4- Заместителя Премьер-министра, 16 министров) – 5 женщин, что составляет 23.8%. До этого в Кабинете Правительства была только одна женщина и это министр труда, социальной защиты и семьи.

Ситуация улучшилась и на местном уровня. Так, если в результате местных выборов в 2005 г. среди примеров женщины составляли 15.37%, то в 2011 году женщины составляли уже 18.51%.

Касательно вашего вопроса по дискриминации в отношении меня в период исполнения мандата Омбудсмена страны, хочу отметить, что до известных событий, я лично не сталкивалась с дискриминацией в отношении себя. Однако, после моего выступления на конференции в Ереване в июне 2013 года, в отношении меня стали допускаться дискриминация и преследования. И в настоящее время я продолжаю сталкиваться с дискриминационным отношением к себе. Так, например, в отношении моей деятельности со стороны средств массовой информации Молдовы выдерживается полное информационное молчание. А информация, которая публикуется, умышленно искажается, с целью занизить результаты моей деятельности.
Хорошо, что имеются еще социальные сети, в которых я могу представить информацию без искажения.

- В Законе "О Парламентских адвокатах" Республики Молдова, в ст. 5, ч. 2 указано, что предложения о кандидатурах парламентских адвокатов вносятся в Парламент Президентом страны. Как вы считаете, Аурелия Андреевна, насколько этот момент делает должность парламентского адвоката политизированной, и чувствовали ли вы на себе давление со стороны власти при принятии тех или иных решений?

- Действующий закон, на мой взгляд, отличие от нового закона о народном адвокате, который передан Президенту для промульгации, максимально исключает политизированность должности парламентского адвоката республики Молдова. Предложения о кандидатурах вносятся не только Президентом страны, но и не менее чем 20-тью депутатами Парламента (Законы Республики Молдова
1349/17.10.97 Закон о парламентских адвокатах //Мониторул Офичиал 82-83/671, 11.12.1997) .

Касательно случаев давления на меня со стороны властей при принятии решений, то следует отметить, что иногда попытки были и до, и после их принятия. Как правило, это касалось некоторых моих запросов в Конституционный суд. Но они не влияли на мое решение.

- Продолжая предыдущий вопрос, хотелось бы узнать ваше мнение об институте омбудсменов, к каким стандартам они должны стремиться, международным или учитывать специфику своих граждан, ведь не всегда граждане готовы принять международные стандарты, более того, ваша должность подразумевает защиту ни сколько интересов большинства, столько меньшинства. Приводит ли это к конфликтам, если да, то как вы их решаете?

- Являясь Омбудсменом и продвигая в жизнь положения международных конвенций, касающихся прав и свобод человека, стороной которых является республика Молдова, считаю, что принятие международных стандартов, конечно же, является приоритетным. Считаю так же необходимым разработку единых стандартов для Омбудсменов в части обеспечения их гарантиями неприкосновенности во время и после исполнения мандата .

Настоящий Омбудсмен критикует недостатки работы властей в области допускаемых нарушений прав человека . Все это не может не вызывать "соблазн наказания" со стороны властей. Поэтому, считаю, что на законодательном уровне должны быть прописаны четкие гарантии, за исполнением которых должны следить международные структуры. Что же касается защиты интересов меньшинств, то хочу подчеркнуть, что Омбудсмен защищает не просто интересы, а именно права и свободы. Это очень важный аспект в работе Омбудсмена. Определить свою позицию к вопросу защиты прав тех или иных меньшинств мне помог Договор о Европейском Союзе, в котором страны - участники "подтверждая свою приверженность принципам свободы, демократии, уважения к правам человека, основным свободам и правопорядку, стремятся к углублению солидарности между своими народами на основе принципа уважения их истории, культуры и традиций" ( Договор о Европейском Союзе, http://eulaw.ru/treaties/teu, Преамбула).

Полагаю, что, исходя именно из этих принципов властям следует внимательно и уважительно относиться к традициям, истории и культуре своей страны и народа, и очень аккуратно, следуя рекомендациям международных структур, (которые могут быть приемлемы для одной страны и совершенно не приемлемы, для другой), анализировать приемлемость, своевременность и целесообразность незамедлительного исполнения той или иной рекомендации, в том числе и по изменению законов и введению новых стандартов.

- Встречаетесь ли вы со своими коллегами из других стран постсоветского пространства, обмениваетесь ли опытом и можете ли оценить работу института омбудсмена в других странах?

- Конечно же, встречаюсь и общаюсь со своими коллегами, как из стран постсоветского пространства, так и из многих стран Европы, Азии и Латинской Америки.
Хочу отметить, что международные форумы Омбудсменов с их максимальным представительским участием проводятся в Баку.

Международные мероприятия омбудсменов, как правило, проводятся именно с целью обмена опытом деятельности национальных структур по продвижению и защите прав человека. Каждая структура той или иной страны имеет свою специфику, свои приоритеты и успехи. Однако, цели и задачи у всех общие.

- Я не мог не коснуться Вашего прошлогоднего выступления в Армении, после которого вы были подвержены нападкам со всех сторон. Хотя, учитывая то, что вы лишь апеллировали к правовым аспектам вопроса, реакция для меня остается странной, мягко говоря. Но, все же, жалеете ли вы о сказанном?

- Я не жалею о сказанном и продолжаю настаивать на своих позициях. Не смотря на старания армянской стороны (от запугивания до попытки подкупить) заставить меня публично отречься от своей позиции. Я по-прежнему продолжаю придерживаться своих принципов, ибо они соответствуют истине и справедливости.

Как бороться с подобным отношением к свободе слова?

- Для того, что бы бороться с подобным отношением к свободе слова, необходимо наличие в стране четвертой власти - прессы. К сожалению, вынуждена констатировать ее отсутствие в нашей стране, поскольку она является полностью ангажированной теми или иными политическими партиями или структурами.

- Люди смело критикуют, видят скандалы, обсуждают, но часто игнорируют позитивные результаты и достижения. В частности, вы нередко участвовали в решении множеств социальных кейсов, но они не афишируются, раздуваются лишь скандальные темы. Как вам удается справляться с напряженной работой?

- Тяжело. Конечно же, это не правильно. Но, не секрет, что СМИ зачастую исполняют конкретные заказы, а не отображают реалии жизни общества. Однако, меня это не останавливает, поскольку я работаю не для рекламы или афиши . Я работаю на результат. А результат для меня - это конкретная помощь в устранении нарушения прав.

И, если мне это удается, то значит, я работаю не зря.

Мирза Чыраг
для Взгляд.az


Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА