Ученые обнаружили биомаркер шизофрении

28 ОКТЯБРЯ 2019    Прочитано: 6658
Ученые обнаружили биомаркер шизофрении

Ученые обнаружили, что при шизофрении в мозге образуется фермент Mpst, вырабатывающий сероводород. Это может стать хорошим биомаркером для диагностики заболевания на начальной стадии развития. Результаты исследования опубликованы в журнале EMBO Molecular Medicine, передает Vzglyad.az со ссылкой на РИА Новости.

Обычно мы не так сильно пугаемся резких звуков, если им предшествовал небольшой звуковой сигнал (преимпульс). Это явление называется преимпульсным ингибированием (prepulse inhibition, PPI). У больных шизофренией PPI снижается, поэтому его уровень служит одним из диагностических признаков заболевания.

Японские ученые из Центра исследований мозга RIKEN разделили подопытных мышей на две группы: с низким и высоким PPI и провели протеомный анализ их мозга на предмет концентрации Mpst (3-меркаптопируватсульфуртрансферазы) — фермента, продуцирующего сероводород и полисульфиды. Оказалось, что у первой группы уровень этого фермента выше, чем у второй.

Ученые предположили, что высокая концентрация Mpst в мозге приводит к изменениям в ДНК, которые в итоге становятся причиной психического расстройства.

Чтобы в этом убедиться, они вывели из мышей с низким PPI линию животных с выключенным геном MPST. Как и ожидалось, уровень PPI у таких мышей оказался выше, чем у грызунов с активным геном MPST. То есть его отключение помогло больным мышам вылечиться.

"Никто никогда не задумывался о причинно-следственной связи между сероводородом и шизофренией", — приводятся в пресс-релизе Центра исследований мозга RIKEN слова руководителя исследования Такео Йошикава (Takeo Yoshikawa). — "Как только мы обнаружили это, мы должны были выяснить, будут ли эти результаты справедливы для людей".

Открытие подтвердилось и при проверке на мозге умерших людей. У больных шизофренией экспрессия гена MPST действительно была выше. При этом чем сильнее проявлялись при жизни симптомы болезни, тем выше оказался уровень экспрессии.

Далее исследовали волосяные фолликулы более чем 150 человек, больных шизофренией, и также выявили у них повышенную экспрессию MPST, которая, по мнению авторов исследования, может стать новым биомаркером шизофрении, работающим даже на ранних стадиях.

Полученные результаты позволяют по-новому взглянуть и на причины возникновения болезни. Считается, что развитие шизофрении зависит от генетики человека и от внешних обстоятельств. Теперь ясно, что провоцирующим событием может быть и перенесенный в раннем возрасте воспалительный процесс в мозге. Вырабатываемый в качестве антиокислительного ответа на воспаление сероводород (так называемый "сульфидный стресс"), который остается в мозге в течение всей жизни, может привести со временем к развитию шизофрении.

"Мы обнаружили, что антиокислительные маркеры, включая выработку сероводорода, которые компенсируют окислительный стресс и нейровоспаление во время развития мозга, коррелировали с уровнями MPST в мозге людей с шизофренией", — говорит Такео Йошикава.

Тэги: Ученые