Александр Собянин: "Азербайджан - важный транспортный узел в регионе" - ЭКСКЛЮЗИВ

  24 ИЮЛЬ 2019    Прочитано: 4199
Александр Собянин: "Азербайджан - важный транспортный узел в регионе" - ЭКСКЛЮЗИВ

Уникальное положение Азербайджана формирует уникальную повестку дня. Мы живем на рубежах политических альянсов и стран с разной геополитической ориентацией и культурной составляющей. Как формируется современная мировая политика в регионе Средней и Центральной Азии и ее связь с Азербайджаном и Россией? – глобальный анализ политической и этнической культуры стран регионов, их исторической миссии, в эксклюзивном интервью для Vzglyad.az озвучил политический директор Фонда культурного развития народов «Кочевник», генеральный директор Института Алтайской Цивилизации Александр Собянин.

- Как выглядит, на ваш взгляд, нынешний геополитический статус Азербайджана в формате глобальной евразийской политики, в частности, в концепции "Один пояс, один путь" выдвинутой Китаем и по сути собирающим всю Евразию в единый транспортный и экономический узел?

- Азербайджанский трафик является одним из самых интересных в фарватере китайских инициатив и определяющим на стыке Европы и Азии. В своем время по заказу Центра стратегических исследований при Президенте Азербайджанской Республике моя экспертная группа проводила исследования по транзитно-транспортному потенциалу Азербайджанской Республике в рамках Кавказа и всего мирового пространства. И потому хочу отметить - азербайджанский транзитно-транспортный потенциал еще до конца не раскрыт, у него много перспективных направлений, которые стоит развивать - все еще впереди. Азербайджан превратился в важный транспортный узел в регионе.

- Как формируется самоопределение стран Средней Азии в современной геополитике, какие цели у стран региона?

- Говоря глобально о странах Средней Азии, могу сказать, что зачастую амбиции стран Средней Азии выглядит как желание неплохо заработать на каких-то крупных коммерческих проектах, но стремление иметь свою, позицию как в военной, геополитической сфере выражено гораздо слабее. Между тем особый взгляд на Среднюю Азию имеет Запад, так, например, Европа всегда поддерживала так называемый «русско-советский» взгляд на этот регион, то есть разделяла страны Средней Азии с пятью республиками – Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркменистан, Таджикистан, а также так называемую Центральную Азию как пространство большой мировой политической игры. И в этом случае в мировом раскладе очень нужно, чтобы страны региона имели собственный взгляд на происходящие процессы.

И в отличие от Афганистана, Ирана, Монголии – страны Средней Азии обречены на развитие – это буквально требует геополитика региона. Так Средняя Азия примыкает к двум мировым пространствам будущего развития – это Арктика, Сибирь и Китай. Притом Китай в плане перспектив – стоит на втором месте, хотя сейчас и считается мировым лидером. Но природных богатств и потенциала развития там заметно меньше. И пускай это вас не удивляет. Ведь мы говорим о исторической перспективе.

- Очень часто, в последнее время, говорят о глобальной роли Китая в регионе Средней Азии. В частности, бытуют мнение, что в этом смысле Китай серьезный конкурент России, которая, в свою очередь, раньше являлась единым глобальным партнером и идеологическом лидером региона. Высказываются мнение, что сейчас, своими масштабными экономическими инициативами и активной реализацией проектов, например строительством проекта «Один пояс, один путь», Китай постепенно "занимает" сферы влияния России в регионе? Так ли это?

- Китай и Россия - не являются соперниками в регионе, или странами имитирующими партнерство, но являющимися скрытыми торговыми и военными противниками, как порой пытается преподнести это зарубежные СМИ. Китай и Россия имеют прямой диалог, по всем важнейшим позициям, прямое решение, которое уже потом в дальнейшем принимает американцы, Европа, весь политический мир. Но там, где Россия «молчит» по многим важным вопросам на Кавказе и в Средней Азии, Китай не ждет, а «играет». Он активно работает с четырьмя республиками – Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном. С Туркменией Китай стратегических «игр» не проводит, ввиду отсутствия общих границ, но проводит политику аккуратного сотрудничества, информируя об этом Россию.

При том должен отметить, что страны региона, в теx случаяx, когда в решение тех или иных вопросов позиции России и Китая отличаются, нередко делают выбор в сторону Китая. Эта на тему разделения сфер влияния в Средней Азии. Хотя при этом Киргизия, например, входит в Евразийский экономический союз, а вместе с Казахстаном, Таджикистаном состоит в ОДКБ. Но сейчас, еще раз подчеркну, у стран региона есть большое искушение принимать решения в пользу китайских денег – их у Китая в регионе заметно больше, чем у России. Но также в силу такого расклада многое в политической игре в регионе решают личные отношения Владимира Путина и Си Цзыньпина – тут страны региона, в каком-то смысле «выключили» себя из активной повестки дня доверившись двум лидерам и их решениям. По крайней мере принимают решения по важнейшим вопросам с оглядкой на позицию двух этих мегаигроков и совместных заявлений на этот счет.

- Существует ли некая особая миссия Казахстана, заложенная в идеологии страны Назарбаевым, страны - перспективного лидера Евроазиатского мира?

- Безусловно, Казахстан страна с особой мировой миссией и судьбой. То же самое относится и к ее ярчайшему представителю – Нурсултану Абишевичу Назарбаеву. И я всегда считал, что только он способен провести Казахстан через все беды и невзгоды, как это было в 1986 году, 1991, 1992, 1993 и другие важные моменты казахской истории.

То, что произошло в марте 2019 года в Казахстане было сложно воспринято и в Москве и в Пекине. Я с 2001 года давал долгосрочные прогнозы, публично, в прессе о перспективах развития Казахстана. В 2019 году я впервые не рискнул комментировать эту тему. Потому что уход такой важной фигуры с арены мировой политики и, конечно же, самого Казахстана, как Нурсултан Назарбаев, ставил под вопрос многие аспекты развития этой страны и вообще регионы.

Скажу больше - сейчас, пока, Россия и Китай замерли в ожидание, США действует, всячески развивая свое влияние в регионах этой страны. И этот момент стоит учитывать
Однако для Средней Азии и всей мировой политики событие явно неординарное и даже историческое – впервые с 1986 года народ Казахстана сам решает свою судьбу и сам меняет политический курс страны. И это, я думаю, на благо, тем более если это решение было принято самим Нурсултаном Назарбаевым.

- Как по-вашему – говоря о единой мусульманской идеи, нередко за основу берут общность тюрков, назовем ее пантюркизм, который как считается должен сыграть координирующую роль в регионе Ближнего Востока, Азии и Европы. Видят ли себя страны Средней Азии в этом сообществе тюрков или у этих стран свое понимания роли и своего самоопределения?

- Тюркский вопрос и его влияние на Россию и страны Азии весьма обширен и говорить о нем можно долго. Скажу, что, там, где идет решение о судьбе народов нельзя суетиться и принимать решения военной, политической, бизнес- элитами. Там, где решается судьба народов надо уметь оглядываться назад и принимать решения перед лицом старейшин, предками. Так, что, на мой взгляд, не существует вопроса пантюркизма или ответа пантюркизму в исторической перспективе – этот вопрос волнует только политиков, военных и бизнес элиту. В мировом масштабе все гораздо проще и вопрос всегда один – состоится ли развитие этого народа в будущем или его ждет угасание?

Говоря о регионе, должен отметить, что важен вопрос о том, какая судьба ждет алтайские народы, а это не только тюркомонгольские этносы, но это также финно-угорские народы, это венгры, это народы заселяющие Северную и Южную Корею, это Япония и самый главный народ алтайской цивилизации – русский народ. Это выбор судьбы и его никто не сделает кроме самих народов.

В 2016 году мы – я и моя рабочая группа инициировали международную конференцию по созданию международного картографического проекта «Атлас ислама». Издание книги предполагается осуществлять под эгидой Русского географического общества, при поддержке Совета Федерации, Государственной Думы, федеральных ведомств, академических и образовательных институтов и университетов — МГУ, СПбГУ, РИСИ, РАНХиГС, ВШЭ, ИВ РАН, ИЭА РАН и др. Оно станет уникальным явлением в мировой науке — востоковедении, исламоведении и картографии. Авторам атласа предстоит переработать гигантский объём информации для того, чтобы показать историю, ареалы распространения и значение ислама, оказавшего огромное влияние на развитие цивилизации. Все это не случайно, в ввиду понимания одного важного момента мировой истории – Россия не является игроком в исламском мире, Россия - это часть мусульманского мира, Россия является страной мировой мусульманской умы, потому никаких политических игр тут быть не может.

Беседовал Мансур Имрадов

Vzglyad.az

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: Турция   Азербайджан   Россия   Миссия   Геополитика  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА