Президент "Мозгового центра": "Китай перехватывает инициативу у России, как на постсоветском, так и на Евразийском пространстве" - ЭКСКЛЮЗИВ

  14 ФЕВРАЛЬ 2019    Прочитано: 9693
Президент "Мозгового центра": "Китай перехватывает инициативу у России, как на постсоветском, так и на Евразийском пространстве" - ЭКСКЛЮЗИВ

В последние годы Китай играет все более активную роль в странах постсоветского пространства - во многом благодаря инициативе «Один пояс, один путь» (ОПОП), предполагающей реализацию интеграционных проектов как с государствами, выходящими к морю, так и с внутриконтинентальными странами. Vzglyad.az публикует вторую часть интервью с Виктором Гвоздем, президентом Независимого аналитического центра геополитических исследований «Борисфен Интел» (Киев, Украина), бывшим председателем Службы внешней разведки Украины. В продолжении эксклюзивного интервью Vzglyad.az Виктор Гвоздь проанализировал, насколько сильно влияние Китая и в чем заключаются интересы Поднебесной на постсоветском пространстве, что из себя представляет китайская инициатива «Один пояс, один путь», а также рассказал о китайско-украинских отношениях и значимости железной дороги Баку-Тбилиси-Карс в рамках ОПОП.

- Виктор Иванович, Ваш «мозговой центр» также проводит исследование и в области внешней политики Китая. Как вы знаете, влияние Китая продолжает расти в мире, оно затрагивает и наши регионы. Скажите, пожалуйста, в чем заключаются интересы Китая в странах постсоветского пространства?

- У Китая имеются достаточно серьезные интересы в постсоветских странах, как экономического, так и политического характера. Прежде всего, они касаются процесса присоединения бывших советских республик к китайской инициативе «Один пояс, один путь». Реализация этого плана позволит достичь нескольких важных для Китая целей, а именно:

во-первых, расширить сеть транспортных коммуникаций в западном направлении, в том числе получить большие возможности по доступу к Центрально-Восточной, а через нее – и к Западной Европе, к Черноморскому, Балтийскому регионам, к западной части Арктики;

во-вторых, усилить свое присутствие на рынках стран бывшего СССР, являющихся достаточно емкими и восприимчивыми к дешевым китайским товарам, несмотря на то, что их качество уступает западной продукции;

в-третьих, получить возможность доступа к природным ресурсам бывшего Советского Союза. В первую очередь – к запасам нефти и газа в России, Центральной Азии и Каспийском регионе, к сибирскому лесу, а также руде различных металлов и других ценных полезных ископаемых;

в-четвертых, освоить новые области инвестиций в экономику стран бывшего СССР;

в-пятых, расширить сферу своего влияния в рамках становления Китая как нового центра силы в мире. В этой связи постсоветское пространство, прежде всего Центральная Азия и восточная часть России, являются одним из направлений китайской экспансии, в том числе и демографического характера.

- Каковы объемы китайских инвестиций в экономики стран бывшего СССР?

- Китай зарекомендовал себя как наиболее крупный азиатский инвестор на постсоветском пространстве. Китайские инвестиции используются для добычи нефти и газа, а также других природных ресурсов. Вкладываются они в объекты транспортной инфраструктуры и энергетику, высокотехнологическое производство и машиностроение, химическую промышленность и строительство, сельское хозяйство, лесозаготовки (в Сибири), финансы и страхование.

Следует также обратить внимание, что динамика китайских инвестиций в страны бывшего СССР в значительной степени зависит от политической и экономической конъюнктуры, некоторых других факторов. Так, первое место по объему китайских инвестиций на постсоветском пространстве занимает Казахстан. Общий объем таких инвестиций оценивается на уровне 29 млрд дол. США. Из них прямые инвестиции – 9,5 млрд дол. США. Вторым по величине инвестиционным партнером Китая является Россия. Общий объем накопленных инвестиций составляет около 14 млрд дол. США. Из них прямые инвестиции – около 3 млрд дол. США. Но в то же время, в связи с примененными против России западными санкциями, с 2014 года Китай планомерно снижает объемы этих прямых инвестиций. А вот объемы инвестиций КНР в другие страны из бывшего СССР фактически на порядок меньше и составляют: в Беларусь – около 3 млрд дол. США, в Узбекистан - около 2 млрд дол. США, и так далее.

На сегодня общие объемы торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Китая со странами Центральной Азии уже превзошли объемы сотрудничества между ними и Россией. Поэтому все отчетливей проявляется, что Китай последовательно перехватывает инициативу у России, как на постсоветском, так и на Евразийском пространстве.

- Китай является стратегическим партнером для Украины, а взаимная торговля постоянно возрастает. За 11 месяцев 2018 года товарооборот Украины с Китаем составил $8,82 млрд, а это более чем на 1,1 млрд больше, чем за весь 2017 год. Недавно на высшем уровне Украина и Китай договорились, что товарооборот достигнет $10 млрд в год. За счет чего странам удалось добиться товарооборота в $9 млрд в 2018 году?

- Да, Китай сегодня является для Украины одним из самых важных стратегических партнеров, что обуславливается взаимными интересами сторон в различных сферах. Прежде всего, это: возможность широкого выхода Украины на рынок КНР, где востребованы производящиеся у нас товары. Это касается различных видов продовольствия, в т.ч. зерновых, растительных масел, соков, кондитерских изделий, а также продукции черной металлургии - металлических руд, металлов и металлических изделий; доступность китайских товаров для украинских потребителей вследствие их более низкой стоимости по сравнению с товарами западных стран; интерес КНР к научному потенциалу Украины и к высоким технологиям, которыми располагает наша страна; наличие у Китая свободных средств, которые он может вкладывать в различного рода совместные проекты в других странах, в т.ч. и в Украине. Кроме того, у КНР имеются современные технологии, которых нет у нас, но которые могут найти применение, в т.ч. в энергетике, транспорте и инфраструктуре.

Нельзя сбрасывать со счетов, что Украина занимает важное геостратегическое положение, в частности, именно на одном из транспортных маршрутов китайской инициативы «Один пояс, один путь». Поэтому это также стимулирует процесс участия Китая в модернизации украинской транспортной инфраструктуры, в т.ч. дорог и портов.

Для нас очень важно, что Китай, придерживаясь своих международных принципов, никогда не использует силу для вмешательства во внутренние дела других стран.

Все это и служит основанием для динамического развития отношений между Украиной и Китаем. Об этом свидетельствует устойчивая тенденция увеличения объемов торговли между Украиной и КНР, которые составили почти 9 млрд дол. США в 2018 году, и в будущем вполне могут увеличиться до 10 млрд дол. США.

В 2018 году в структуре украинского экспорта в Китай доминировали руды металлов, шлаки и зола (31,2%), зерновые культуры (29,3%), жиры и масла животного и растительного происхождения (17,1%), остатки и отходы пищевой промышленности (2,2%), продукция мукомольной и крупяной промышленности (1%);

Импорт же китайских товаров в Украину был представлен такими группами, как: электрические машины (27,5%); котлы, машины (18,7%); пластмассы, полимерные материалы (5%); средства наземного транспорта, кроме железнодорожного (3,9%); черные металлы (3,6%); органические, химические соединения (3,2%); изделия из черных металлов (3,1%); различная химическая продукция (2,8%); обувь (2,7%), игрушки (2,6%); каучук, резина (2,2%); нитки (1,9%).

Кроме того, существенно, на 45%, возрос и объем торговли услугами. В структуре украинского экспорта в Китай доминировали: транспортные услуги (48,5%); деловые услуги (37,1%); услуги, связанные с путешествиями (5,1%). В структуре услуг импорта из Китая доминировали: услуги, связанные с финансовой деятельностью (58,9%); деловые услуги (12,4%); транспортные услуги (10,3%).

Но есть один вопрос. За это же время Украина не только сохранила, но и увеличила негативное сальдо в торговле с Китаем. Поэтому ликвидация такого дисбаланса является одной из задач Украины наряду с увеличением объемов торговли с КНР.

- Что из себя представляет китайская инициатива «Один пояс, один путь»? И как она влияет на экономическое развитие стран постсоветского пространства?

- Тут уже надо отдать должное руководству Китая. Благодаря своей эффективной политике сегодня Китай превратился в мировой центр силы со своей зоной влияния. И одним из наиболее важных инструментов для реализации такой политики является китайская инициатива «Экономический пояс Шелкового пути и Морской шелковый путь 21 столетия» («Один пояс, один путь»). Ее Пекин инициировал в 2013 году.

Как известно, на первом этапе китайская инициатива предусматривает создание единой зоны торгово-экономического сотрудничества от Азиатско-Тихоокеанского региона до Европы. С момента начала реализации Пекином этого плана уже достигнуто ощутимых результатов. Так, в рамках инициативы было подписано 118 документов о сотрудничестве со 103 странами и международными организациями. За последние пять лет совокупный объем товарооборота Китая с партнерами по ОПОП составил порядка 5 триллионов долларов, для 25 стран-участниц инициативы Китайская Народная Республика стала крупнейшим торговым партнером.

За это время китайские инвестиции в страны, расположенные вдоль «Одного пояса, одного пути», превысили 70 млрд дол. За счет этого было основано около 80 зон торгово-экономического сотрудничества, что позволило создать 250 тыс. новых рабочих мест.

Кроме того, в рамках инициативы была создана широкая сеть маршрутов железнодорожных перевозок Китай – Европа. Они связали 48 китайских мегаполисов с 42 городами в 14 странах Европы.

Используя достигнутое, Китай перешел к расширению масштабов «Одного пояса, одного пути» за счет привлечения стран других регионов. В частности, на сегодняшний день реализуется несколько проектов в формате «Один пояс, один путь +», в том числе в рамках развития сотрудничества со странами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), Юго-Восточной Азии, Африки и Южной Америки.

Важное место в деле реализации инициативы «Один пояс, один путь» отводится странам бывшего СССР, которые географически расположены между Китаем и Европой. Здесь подразумевается, как развитие транспортных коммуникаций по их территории, так и реализация различного рода торгово-экономических проектов. В то же время, как и в отношениях с другими странами, Китай, прежде всего, исходит из своих интересов.

В частности, он диверсифицирует транспортные сообщения с Европой за счет создания нескольких путей, как по территории России, так и в обход нее, через Центральную Азию, Каспийский и Черноморский регионы.

Так, на сегодняшний день реализуется или рассматривается несколько крупных инфраструктурных проектов при участии Российской Федерации, включающих строительство евразийской скоростной магистрали «Москва – Пекин», а также автотранспортного маршрута «Европа – Западный Китай».

Альтернативой выступает новая транспортная система, включающая железнодорожную линию через Казахстан, паромную переправу через Каспийское море, а также железнодорожную линию между Азербайджаном и Грузией. За счет этого Китай уже получил возможность транспортировать грузы в Черноморский регион и далее в Европу в обход России.

Аналогичный подход используется Китаем и в области создания энергетической инфраструктуры. Так, опять же реализуется несколько проектов, как при участии России, так и без ее участия. В частности, к первым из них относится газопровод «Сила Сибири». В свою очередь, основу второй группы составляет газотранспортная система Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай, предназначенная для доставки газа в КНР из Центральной Азии.

Интересным представляется сотрудничество Китая со странами бывшего СССР в торгово-экономической сфере. Так, подходы «Одного пояса, одного пути» в основном используются только лишь для сопряжения стратегий их экономического развития с развитием Китая и других стран-участниц китайской инициативы. В частности, это касается российских инициатив в рамках создания Евразийского экономического союза, а также программ экономического развития Казахстана и других стран Центральной Азии. Конкретные торгово-экономические проекты, как правило, реализуются на двухстороннем уровне.

При этом углубление сотрудничества со странами Центральной Азии, как в инфраструктурной, так и торгово-экономической сферах, прежде всего важно для Китая с точки зрения развития западных регионов страны. С одной стороны, на сегодняшний день они еще самые отсталые районы КНР, а с другой – являются «западными воротами» Китая.

Тем не менее, сотрудничество стран бывшего СССР с Китаем в любом случае является мощным позитивным фактором влияния на их экономику.

Прежде всего, это касается России. В частности, в 2018 году товарооборот между Россией и Китаем вырос почти на 27% до 100 млрд дол. США.

Показательно также сотрудничество между Китаем и Казахстаном, о котором уже упоминалось выше. Так, Китай является вторым крупнейшим партнером, вторым по величине экспортным рынком и поставщиком товаров для Казахстана. Китайские учреждения уже предоставили Казахстану кредит на более чем 50 млрд долларов США, так что Китай выступает крупнейшей страной-источником коммерческого кредита для Казахстана. В настоящее время количество китайских компаний, зарегистрированных в Казахстане, достигло 2600, около 600 предприятий осуществляет там коммерческую деятельность.

- В 2017 году был запущен железнодорожный поезд «Баку-Тбилиси-Карс» и этот проект рассматривается как часть «Экономического пояса Шелкового пути». Как вы оцениваете перспективы присоединения Китая к этому проекту?

- Магистраль Баку-Тбилиси-Карс может и уже становится частью транспортной системы в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь». Так, по имеющейся у нас информации, еще в феврале 2018 года по ней проследовал первый товарный поезд из Китая в Италию. Поэтому Китай вполне может подключиться к этому проекту. Тем более, что он уже активно использует в своих интересах железнодорожную магистраль, следующую через Азербайджан и Грузию.

Сеймур Мамедов

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: Китай   Азербайджан   Украина   ОПОП   экономика   транспорт   Казахстан   Россия  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА