Узбекский эксперт:«Внедрение визы «Silk Road» в интересах Азербайджана» - ИНТЕРВЬЮ

  25 ДЕКАБРЯ 2018    Прочитано: 8774
Узбекский эксперт:«Внедрение  визы «Silk Road» в интересах Азербайджана» - ИНТЕРВЬЮ

В начале следующего года Узбекистан и Казахстан планируют запустить общую визу «Шелковый путь» (Silk Road). Интерес к этой визе проявляют Кыргызстан и Таджикистан. Казахстанская сторона также планирует подключить к этому проекту Азербайджан и Турцию. О перспективах развития этого проекта в беседе с Vzglyad.az рассказал независимый эксперт, директор Центра исследовательских инициатив «Ma’no» (Ташкент, Узбекистан) Бахтиёр Эргашев.

- Какие возможности открывают перед странами региона введение визы «Silk Road»?

- Хочу обратить ваше внимание на то, что переговоры между Узбекистаном и Казахстаном о внедрении визы Silk Road шли на протяжении последних лет. На самом деле это очень сложный вопрос, который требовал серьезных и долгих консультаций и наконец в этом году эти переговоры вышли на финишную прямую и есть результат. Если говорить в целом, то хочу отметить, что туристический потенциал страны Центральной Азии взаимодополняемый.

Например, Узбекистан обладает самым большим из всех стран региона набором достопримечательностей для этнографического, историко-познавательного туризма. Это всем известные города со средневековой архитектурой – Самарканд, Бухара, Шахрисабз, Хива и др.

- А в интересах ли других стран подключение к визе «Silk Road»?

- В то же время соседние страны, тот же Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан имеют очень серьезный потенциал для развития экологического туризма. И в принципе для создания единого туристического комплекса в регионе, который позволял бы туристам увидеть Узбекистан, с его историко-познавательным потенциалом и соседние с ним страны, имеющие огромный рекреационный потенциал для развития туризма, должны были сотрудничать друг с другом. Все эти годы это было понятно всем, но понимание еще не означает того, что это все можно было реализовать. Были различные подходы и предложения. У каждой страны были свои интересы, и каждая сторона старалась сделать упор, что именно она должна быть в центре всего этого туристического потока, который перетекал бы из одной страны в другую.

Но сейчас на нынешнем этапе, когда принцип открытости и идея формирования пояса добрососедства вокруг Узбекистана начали работать и показывать свои результаты, договоренность с Казахстаном о внедрении визы «Silk Road» является первым шагом по развитию туристического потенциала всего региона.

В силу того, что каждая из сторон имеет свои интересы, нужно будет время, для того, чтобы состоялось подключение к данной инициативе соседних стран. Но я уверен, что этот хороший почин, который сделали Ташкент и Астана, резко активизирует переговоры между странами региона с целью того, чтобы они присоединились к этой инициативе и была бы сформирована общая региональная мультивиза, по которой туристами будет легко путешествовать по региону. Как минимум это будет Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан. Несомненно, в какой-то перспективе можно будет ставить вопрос о том, чтобы и Туркменистан заинтересовался этим проектом.

- Инициаторы визы «Silk Road» пригласили к участию Азербайджан и Турцию. На ваш взгляд, каковы перспективы этого новшества для этих стран?

- Что же касается Азербайджана и Турции, то я не вижу больших проблем к тому, чтобы эти страны тоже присоединились к визе «Silk Road». Полагаю, что в среднесрочной перспективе мы увидим прорывы в этом направлении и Азербайджан также как и Турция присоединятся к этому проекту. Почти у всех стран Центральной Азии есть облегченный визовый режим с Турцией. Просто это нужно будет поднять на более высокий уровень в новом формате. Полагаю, что эти вопросы будут решаться. Та же самая ситуация и в Азербайджане, где сейчас наблюдается подъем туристической отрасли и внедрение мультивизы в интересах Баку.

- Какие риски имеются в связи с реализацией визы «Silk Road»?

- Касаясь рисков, которые могут снизить динамику туристического потока в страны Центральной Азии, то они известны многим. Это вопросы по распределению водных ресурсов, территориальному размежеванию, делимитации и демаркации границ и целый ряд других вопросов.

Но идея мультивизы мне нравится потому, что она уходит о тех попыток, которые предпринимались раньше, в 90-х и нулевых годах, когда страны Центральной Азии создавали одно за другим региональные интеграционные проекты (ЦАЭС, ОЦАС и др.). То есть, мы создавали институты, которые потом хотели заполнять какими-то проектами для функционирования и развития.

А мне всегда был гораздо ближе другой подход, когда идет реализация того, что я называю практика малых дел. Когда сумма реализованных проектов дает объединенную синергию. И только потом, прорывы в отдельных сферах, направлениях, отраслях дают возможность переходить на этой основе, к новым этапам кооперации и интеграции. Мне этот путь гораздо ближе и если постараться увидеть картину в целом, за последние годы, то создание мультивизы идет в ряду таких кооперационных инициатив.

Это все более усиливающее взаимодействие стран региона в транспортно-логистической сфере, направленное на реализацию транзитных возможностей стран региона. Это проекты в энергетической сфере. Также это совместные проекты в автомобилестроении, сфере производства строительных материалов и т.д. Иными словами, я бы не стал рассматривать проект мультивизы сам по себе – это часть той политики реализации конкретных проектов, которые создают общее поле взаимодействия между странами региона.

Заур Нурмамедов

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: виза   Азербайджан   Узбекистан   Казахстан   ЦА  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА