Известный архитектор: «Мне стыдно перед ними за то, что с ними сделали, за то, что ничего не предпринял, не смог» - ИНТЕРВЬЮ

  21 НОЯБРЯ 2018    Прочитано: 33570
 Известный архитектор: «Мне стыдно перед ними за то, что с ними сделали, за то, что ничего не предпринял, не смог» - ИНТЕРВЬЮ

Интервью Vzglyad.az с известным архитектором, учёным и писателем, доктором искусствоведения, профессором Эльчином Тофик оглы Алиевым.

- Расскажите, пожалуйста, какие тенденции появились в современной мировой архитектуре за последние несколько лет?

- Объекты становятся более лаконичными и прагматичными по своей форме, при этом более точными в деталях и точными в плане качества исполнения. На мой взгляд, большое внимание уделяется долговечности зданий, изменениям в их облике, связанным с физическим старением. Выбираются формы, которые повышают энергоэффективность объекта и не требуют больших энергозатрат при его возведении.

- Чего больше в архитектуре - творчества или технологий?

- На заре цивилизации, когда люди только начинали строить себе жилища и какие-то общественные постройки, архитектор был самым главным на стройке. Он не только придумывал здание. Он искал рабочих, постоянно следил за строительством, подбирал как строительные, так и отделочные материалы. Находил мастеров, которые сделали бы мебель, лестницы, росписи. Т.е. архитектор отвечал за все.

- Скорее всего, это было вызвано ограниченным количеством грамотных людей, и на одну стройку грамотным был только архитектор? А сегодня столько компьютерных программ, что каждый при желании может спроектировать себе хоть дворец!

- Вот именно - спроектировать. Сейчас у архитектора остались, в основном, функции проектировщика. Единичные здания отличаются своими архитектурными формами. И архитектор - это такой мэтр, в мастерской которого работают грамотные, высококвалифицированные проектировщики, в совершенстве знающие компьютерные программы. Но компьютер - это всего лишь инструмент. Архитектору нужны самые разносторонние знания, которые получают только лишь во время учёбы и практики.

- Над каким проектами вы работали?

- Мой первый проект в этой области - реконструкция церкви Святых Жен-Мироносиц в Баку, которому посвятил много лет своей жизни. Благодарен судьбе, что она свела меня с Айдыном Самедовичем Курбановым, в семье которого я часто бывал. Будучи официальным представителем Ватикана в Азербайджане, на протяжении нескольких лет работал над проектом Католической церкви, которая сейчас построена на проспекте Нобеля. Принимал участие в работе над проектом реконструкции албанской церкви Джотари в селе Нидж Габалинского района. И, наконец, мой главный проект - пятничная мечеть в поселке Зиря, построенная со стороны «Фонда Айдына Курбанова» в 2016 году. Как можно не гордиться такими достижениями?!

- На какие факторы следует обращать внимания при проектировании зданий?

- Японский архитектор Кензо Танге писал, что «в архитектуре должно быть что-то, обращающееся напрямую к человеческому сердцу» - вот что самое важное.
В центре Баку есть богатая историческая, достаточно цельная и эстетически выдержанная среда застройки конца XIX - начала XX века. Мне она очень нравится, потому что архитектура до начала XX века работала по принципу внутренней гармонии, то есть гармоничное отношение зданий друг к другу было основным началом в архитектуре. А конец XX века - начало XXI века дали ноту острого противопоставления. И современная архитектура часто является остро контрастной по отношению к исторической. Однако я считаю допустимым строительство зданий, которые гармоничны, но контрастно входят в среду. Мне кажется, что это правильный подход, дающий возможность показать, что современная архитектура обладает и другим потенциалом, кроме как копировать исторические образцы.

- В тренде ли сегодня здания-скульптуры? Что же происходит и будет происходить с проектами звезд архитектуры, чей стиль и формы зданий узнаваемы?

- У архитекторов такого уровня есть большой круг своих клиентов. Они по-прежнему заказывают архитектуру, обладающую очень острым, индивидуальным характером. Наиболее характерными примерами могут служить проекты покойной Захи Хадид и Даниэля Либескинда. Если посмотреть на проекты, которые они сделали, мы увидим здания свободных форм. Но новых архитектурных бюро с таким экспрессивным языком архитектуры появляется меньше, а доля прагматичных проектов увеличивается по сравнению с практикой десятилетней давности. Сейчас все больше архитекторов, которые работают с более спокойными формами, но более точными деталями. В мировом и европейском пространстве однозначно тенденция направлена в сторону упрощения форм.

У нас в Азербайджане тоже есть архитекторы со своим неповторимым «почерком» в архитектуре. Например, внимание к деталям в современных проектах Наримана Имамалиева, строгие и лаконичные формы зданий Ильгара Беглярова, симметрия и ритм камня в работах Ильгара Исбатова, синтез классики и модерна у Мусаддина Намазова, конструктивистские формы в произведениях тандема Камала Мусаханова и Джахангира Ахундова. Отдельно стоит отметить произведения Назима Велиева, Александра Гарбера, Назима Фараджзаде, Фамиля Агаева, Низами Гасымзаде, Руслана Тогрулоглы, меня, в конце концов.

- Если не архитектура, то...

- Дипломатия. (Смеется) Мечтал стать дипломатом, но… стал архитектором. Тоже, кстати, дипломатия. В моей докторской диссертации, есть даже отдельная глава «Психология взаимоотношений архитектора с заказчиком» - тут страсти похлещи, чем в международных отношениях. А если серьёзно, то все свои силы хочу потратить на свой город, на свою страну. Я профессиональный архитектор, и ни в какой другой области не разбираюсь.

- Знаю, что вы также пишете книги.

- Да, после тяжёлого напряжённого рабочего дня ночью пишу. Это вносит что-то постоянное и важное в мою жизнь. Написал несколько книг по истории архитектуры своего родного города. Со стороны Фонда имени Гейдара Алиева изданы две мои книги «Фасадная скульптура Баку» и «Двери и парадные Баку». Согласно указу президента издана моя любимая книга «Архитектура Баку 1920-1930-х годов периода конструктивизма». Счастлив, что мне удалось сохранить для истории фотографии этих зданий до того, как по ним «прошлись» со своими проектами «реставрации» неизвестные мои коллеги, проявив полное неуважение к авторскому праву и памяти выдающихся архитекторов, по чьим проектам были построены эти здания.

Честно вам признаюсь, что есть целые городские районы, куда стараюсь не заходить. Вообще должен вам сказать, что в своих прогулках по городу, например, когда иду погулять со своей дочерью Зивяр, у меня есть свои любимые маршруты, их много, и ловлю себя на мысли, что придумываю маршруты так, чтобы обойти некоторые здания - мне стыдно перед ними за то, что с ними сделали, за то, что ничего не предпринял, не смог.

Понимаете, Баку - уникальный город, нет больше в мире города с такой богатой историей, как наш. В городе представлена и архитектура средних веков, и модерн конца XIX века – начала XX века, и период конструктивизма 1920-1930-х годов – считаю, визитная карточка нашего города. Этому периоду в архитектуре Баку угрожало полное исчезновение, но, к счастью, была восстановлена гостиница «Старый Интурист», построенная по проекту Алексея Щусева, великолепно реконструировано здание общества «Динамо» архитектора Моисея Гусмана. В архитектуре Баку богато представлен и «сталинский» период архитектуры 1940-1950-х годов - архитектура, полная уюта и любви – сам сейчас с удовольствием живу в «сталинке». К сожалению, угроза исчезновения зависла сегодня над памятниками архитектуры периода социализма 1970-1980- годов, когда в жёстких рамках многочисленных ограничений азербайджанские архитекторы творили и создавали великолепные произведения советского модернизма.

Ну и, конечно же, мы гордимся и периодом архитектуры после восстановления независимости нашей страны. Нельзя не упомянуть шедевры выдающихся мастеров мировой архитектуры, таких как Заха Хадид с проектом Центра Гейдара Алиева, или работу моих коллег из архитектурного бюро «HOK International» комплекс «Alov Qüllələri», или Heerim Architects с проектами башни SOCAR и «AzərSu», или Чепмена Тейлора с комплексом «Port Baku», новое здание международного аэропорта.

Вы видели футуристическое здание «AzərKosmos»? Это же проект талантливейшего азербайджанского архитектора Наримана Имамалиева. А наиболее мне близкая, отдалённо напоминающая мой любимый период 1920-1930-х годов, архитектура Ильгара Беглярова. Вы видели здание «Bakı Sağlamlıq Mərkəzi», или здание Центральной научной Библиотеки АН Азербайджана в Академгородке? Другой талантливый азербайджанский зодчий Назим Велиев, автор зданий гостиницы «Jumeirah Bilgah», нового административного здания МНБ.

Итальянский архитектор современности Ренцо Пьяно писал, что «архитектура – это не просто искусство строить, это искусство рассказывать истории. Писатели делают это словами, архитекторы – конструкциями. Здание должно рассказать историю места и культуры того города, в котором оно находится» - кто может это сделать лучше, чем наши азербайджанские архитекторы?

- Что вы посоветуете своим молодым коллегам?

- В области архитектуры – постоянно быть в курсе происходящих изменений, отслеживать тенденции развития современной архитектуры, изучать проекты известных зодчих. И, конечно же, стараться много читать и путешествовать. Невозможно стать архитектором, не увидев мир вокруг нас. А ещё – быть активным гражданином, как завещал нам великий архитектор ХХ века Оскар Нимейер.

- Эльчин муаллим, в заключение нашей беседы, поделитесь планами на будущее.

- Сейчас я напряженно работаю над несколькими интересными архитектурными проектами, которые занимают почти всё моё время. Параллельно умудряюсь изучать архитектуру Азербайджана периода социализма 1970-1980-х годов, потому что уже много лет пишу книгу об этом периоде архитектуры. Занимаюсь также и Бакинским архитектурным клубом, главой которого являюсь. Однако… есть ещё одна идея, которой хочу заняться. Давно ещё в журнале «Америка» читал, что американцы меняют свой бизнес каждые пять-десять лет, даже если дела идут успешно. Просто так, для интереса в жизни. Поэтому, и я решил добавить себе приятных стрессов и проблем.

Балифа Бахшиева

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: архитектура   Баку   ЦентрГейдараАлиева  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА