«Война» во имя «страдающего» пастора или синхронное наказание России и Турции?

  31 АВГУСТ 2018    Прочитано: 4593
«Война» во имя «страдающего» пастора или синхронное наказание России и Турции?

Президент США Дональд Трамп в интервью агентству «Bloomberg» заявил, что разочарован в своем турецком коллеге Р.Т.Эрдогане, так как он отказался освободить арестованного американского пастора Эндрю Брансона. Вместе с тем, он отметил о своем желании отыграться и посмотреть как все сложится.

Примечательно, что, по утверждению агентства, изначально американский лидер отказался давать оценку конфликту с Турцией, так как для него это «больной вопрос». Такой подход американского лидера как минимум вызывает удивление тем, что санкционная война, продолжавшаяся между США и Турцией до недавнего времени считавшимися стратегическими союзниками, инициирована Вашингтоном, а еще вернее, лично самим Д.Трампом.

Начало этой торговой войны было заложено эксцентричным президентом США, написавшем в своем «Twitter», что удвоил пошлины на импорт турецкого алюминия и стали до 20% и 50% соответственно. В своем сообщении он также отметил, что взаимоотношения двух стран на данный момент «не очень хорошие» и турецкая лира стремительно падает по отношению «к нашему очень сильному доллару». Эта мера сразу оказала негативное влияние на курс турецкой национальной валюты, которая, попав в зону турбулентности, начала стремительное падение.

Президент Турции Р.Т.Эрдоган, обращаясь к гражданам в черноморском городе Ризе, заявил, что попытки оказать экономическое давление на Анкару, в том числе путем дестабилизации финансовой системы, бесперспективны. Резкое повышение курса американского доллара по отношению к турецкой лире даже привело к тому, что шесть электростанций Турции, работающих на природном газе, импортируемом за доллары из России, Азербайджана и Ирана, прекратили свою работу, из-за серьезного скачка себестоимости производимой электроэнергии. Кстати, собственниками некоторых из них являются иностранные компании. Анкара в свою очередь предприняла некоторые контрмеры, приняв решение повысить ввозные пошлины на ряд американских товаров, включая пассажирские автомобили, алкогольные напитки, табачные изделия американского производства, а также рис, уголь и косметические товары.

Пошлины на автомобили вырастут до 120%, на алкогольные напитки — до 140%, а на табак — до 60%. Министр охраны окружающей среды и градостроительства Турции М.Курум заявил, что в ответ на спекуляции американских властей с курсами валют, возглавляемая им структура также откажется от использования американских стройматериалов. А президент Турции Р.Т.Эрдоган предупредил о планах бойкотировать электронную продукцию американского производства, в частности, пригрозив Вашингтону отказом Анкары от «айфонов». В разгар событий, турецкий лидер в статье, опубликованной в газете «Нью-Йорк таймс», призвал Белый Дом пересмотреть отношение к Анкаре, пригрозив в противном случае начать поиск других друзей и союзников.

Он также обвинил США в том, что они «неоднократно оказывались не в состоянии понять и учесть опасения турецкого народа. И в последние годы наши партнерские отношения проходили проверку на прочность, так как возникали спорные вопросы». Формальным поводом для резкого обострения взаимоотношений между двумя союзниками по НАТО стал отказ турецких властей освободить арестованного американского пастора Э.Бронсона, который подозревается в связях с участниками попытки военного переворота в Турции летом 2016 года.

Президент США Д.Трамп, практически предъявив ультиматум, поставил Турцию перед выбором—или освобождение американского пастора или же жесткие экономические санкции. Анкара, в сою очередь потребовала выдачи проживающего в США Ф.Гюлена, главного подозреваемого в летних событиях 2016-го года. Постольку поскольку противостоящие стороны действовали по принципу «с Дона выдачи нет», в конечном счете, в ход пошли конкретные шаги. Еще до принятия экономических мер, Вашингтон ввел санкции в отношении глав минюста Турции А.Гюля и МВД С.Сойлу, которые, по мнению США, играли ведущую роль в задержании и аресте пастора Э.Брансона.

Официально было заявлено, что минфин США ввело санкции против них в рамках принятого Конгрессом в 2016 г. так называемого глобального акта Магнитского, направленного против лиц, замешанных, по мнению Вашингтона, в коррупции и нарушающих права человека. Сам же американский пастор, обвиняемый турецкой прокуратурой в контактах с Ф.Гюленом и получении из-за рубежа денег, на которые собирался вести подрывную деятельность, заявил: «Ученики Иисуса страдали во имя него, теперь моя очередь. Я невиновный человек. Я отвергаю все обвинения. Но я знаю, почему я здесь. Я здесь, чтобы страдать во имя Иисуса».

Вообще-то, моментальный перенос Вашингтоном и самим пастором конкретное обвинение в сферу «прав человека» и свободу вероисповедания не вызывает удивления, так как, это классический ход американской политики двойных стандартов. Хотя такие приемы, главным образом, присущи демократической администрации Белого Дома, временами и республиканцы не чураются этой тактики. Тем более что следы «дела» Э.Брансона тянутся к событиям лета 2016 г, когда в США как раз-то у власти были демократы, которые активно вмешивались во внутренние дела не только Турции, но и целого ряда стран Ближнего Востока. Таким образом, получается, что нынешняя администрация Белого Дома стала заложником неблаговидной внешней политики своего предшественника.

Примечательно, что пастор Э.Брансон именно в 90-е годы прошлого века, когда в США у власти была демократическая администрация, переехал в Турцию в рамках миссии «Associate Reformed Presbyterian Church» — консервативного евангелистского сообщества. Он обосновался в Измире — третьем по численности населения города в Турции, и возглавил евангелистскую церковь Воскресения с паствой в несколько десятков человек. Кроме того, пастор оказывал помощь беженцам из Сирии. А по утверждению анонимного свидетеля в суде, он проповедовал среди прихожан идею создания христианского движения среди курдов и государства на его основе. Именно поэтому, в обвинительном заключении говорится, что пастор также занимался военным шпионажем под видом миссионера. Как все это напоминает события вековой давности. В разгар Первой Мировой войны именно такие миссионеры из Запада (в особенности же американские), снующие в просторах Ближнего Востока и Османской империи формировали миф о «геноциде армян», который должен был юридически обосновать необходимость создания «Великой Армении» под протекторатом США.

Нынешние события, разворачивающиеся на Большом Ближнем Востоке, свидетельствуют о том, что политика Вашингтона практически не отличается от той, которую она проводила против Турции в те далекие времена. При этом некоторые американские чиновники озвучивают такие заявления, что не знаешь чему больше удивляться: безграничному цинизму или же беспросветной некомпетентности?! Например, экономический советник Белого дома Кевин Хассетт финансово-экономическую турбулентность в Турции приписал не к американским санкциям и повышению ввозных пошлин, а к отходу от демократии: «Когда страна теряет связь с либеральной демократией, тогда не знаешь точно, что случится с экономикой дальше. Думаю, имеет место большая неопределенность».

А официальный представитель Белого Дома Сара Сандерс, вообще выдала из ряда вон выходящее, заявив, что США сожалеют о решении Турции ввести пошлины на американские товары в ответ на аналогичные действия Вашингтона. Так как, эти ошибочные действия преследовали лишь цель «возмездия», тогда как США руководствовались «интересами национальной безопасности». Звучит парадоксально, не так ли? Получается, что сама попытка государственного переворота в Турции напрямую связана с «интересами национальной безопасности» США, если Вашингтон так рьяно добивается освобождения «пастора» Э.Брансона, отличившегося своеобразной «деятельностью» в Турции.

В принципе, это вовсе неудивительно на фоне того, что Вашингтон весьма активно разжигал протестные акции в Стамбуле против сноса парка Гези в 2013-м, и приложил руку к акциям курдской террористической организации PYD в Сирии. История же доказывает, что уже как минимум последние сто лет, зачастую «национальные интересы США» каким-то странным образом идут наперекор интересам турецкого народа. Значит, если не было бы реального «дела» Э.Брансона, то его следовало бы придумать, потому, что, как говорится, даже ежу понятно, именно за какие «грехи» Вашингтон пытается наказать Турцию.

Это, в первую очередь, тесное сближение Анкары с Москвой, контракт о покупках ЗРК С-400 и совместные шаги Турции с Россией в решении сирийской проблемы (в особенности же предотвращении создания курдской автономии в Сирии). А это, в принципе, означает развития кооперация в военной сфере на Ближнем Востоке между Турцией и Россией, которые сегодня позиционируют себя в рамках антизападного направления. Вдобавок к этому, Анкара сотрудничает с Москвой в рамках «Турецкого потока».

Не менее серьезное разногласие между Вашингтоном и Анкарой существуют по иранскому вопросу. Так как, еще до введения санкций в начале августа, Турция заявила, что она вопреки угрозам США, не будет блюсти эти ограничения в отношении Тегерана. Именно эти вопросы вызывают сильное раздражение у Вашингтона, который не только ввел жесткие санкции против Турции, но и грозится провести в Конгрессе США законопроект о запрете на выдачу кредитов турецким банкам, а также заморозить поставки истребителей F-35 в Турцию. Вот главные причины попытки Вашингтона примерно «наказать» Анкару. Данное умозаключение доказывается так же, попыткой синхронного наказания и России и Турции, а также очередным нагнетанием страстей вокруг Сирии.

Политолог, Сахиль Искандеров



Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА