Мир замер: к чему приведет отмена ядерной сделки?РАСШИРЕННАЯ АНАЛИТИКА

  09 МАЙ 2018    Прочитано: 8420
Мир замер: к чему приведет отмена ядерной сделки? – РАСШИРЕННАЯ АНАЛИТИКА

Трамп заявил, что страна выходит из Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе. Напомню, этот план предусматривал постепенное снятие с Ирана санкций в обмен на отказ от программы по развитию ядерных вооружений. Трамп так же пообещал ввести санкции самого высокого уровня против Ирана. Это решение было принято после того, как премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху заявил, что располагает секретными документами, согласно которым иранцы продолжают развивать ядерные военные программы. Несомненно, действия Трампа и Нетаньяху были скоординированы.

С чем связано данное решение?



Во-первых, команда Трампа - вероятно, самая про-израильская во всей истории США. Семья Трампа дружна с семьей израильского премьер-министра Беньямина Нетаньяху, и у них есть общий спонсор, финансировавший избирательные компании обоих лидеров, мультимиллионер Шелдон Адельсон, один из самых богатых людей в мире. Между тем, Израиль считает усиление Ирана самой большой опасностью, которая до сих пор существовала для этого государства. Америку и Израиль раздражают чрезвычайное усиление шиитского Ирана, который, опираясь на дружественные связи с сирийским и иракским режимами и на сеть вооруженных шиитских ополчений, сумел в значительной степени взять под контроль Ирак, Сирию и Ливан (последний частично контролируется про-иранской милицией Хезболла), построив на Ближнем Востоке огромную империю - шиитский полумесяц. Это не говоря о том, что иранцы поддерживают шиитское повстанческое движение хуситов в Йемене, которое противостоит там саудовским войскам. Похоже, ни Израиль, ни США не готовы согласиться с дальнейшим расширением иранского влияния на Ближнем Востоке


Во-вторых, Трамп ощутил вкус к победе, когда его политика военного шантажа Северной Кореи дала результаты. Под давлением свирепых санкций (США сумели заставить Китай к ним подключиться, чем нанесли огромный урон северянам, поскольку 80% внешней торговли КНДР приходится на Китай) и под угрозой бомбардировок, КНДР заморозила ракетную и ядерную программы. Воодушевленный этим Трамп решил применить ту же тактику в отношении Ирана. Он провел перестановки в своей администраци. Вместо умеренного Рекса Тиллерсона назначил руководителем внешнеполитического ведомства, госсекретарем Майка Помпео, неокона и ястреба. Но самое главное - назначение советником по национальной безопасности Джона Болтона, радикально-произраильского политика, сторонника войны с Ираном.

Теперь Трамп готов обрушить на Иран санкции и, вероятно, станет угрожать ему бомбардировками. Скорее всего, США потребуют не только усиления контроля над иранскими ядерными объектами (между прочим, авторитетная международная организация для развития сотрудничества в области мирного использования атомной энергии, МАГАТЭ, отрицает, что Иран нарушил условия ядерной сделки). Американская администрация, вероятно, будет добиваться прекращения иранской ракетной программы, а так же вывода иранских войск и про-иранских милиций из Сирии.

Проблема в том, что требования США вряд ли выполнимы. Уступить шантажу для правительства Ирана означает потерять лицо, показать себя слабыми. Это может иметь тяжелые последствия для режима как вовне, так и внутри страны (потеря лица, авторитета и остатков уважения). Но дело не только в этом. Иран вложил десятки миллиардов долларов в поддержку режима Асада, потерял множество бойцов в Сирии, включая несколько генералов. А без иранских и про-иранских сил режим Асада, скорее всего, обречен, ведь на его стороне сражается по разным оценкам, от 30 до 60 тыс иранских и про-иранских военных, и, фактически, именно эти силы цементируют фронт. Вложить огромные средства в Сирию, а затем просто отдать ее? Погубить центральное звено шиитской империи, которую руководители Ирана строили десятилетиями? Сомнительно, чтобы руководство Ирана пошло на это.

Что это может означать для региона?



Вероятно, напряжение между США, Израилем и их союзниками (прежде всего саудовцами), с одной стороны и Ираном и его союзниками (Асад, хуситы, Хезболла, шиитские милиции Ирака), с другой стороны, будет нарастать. Американский шантаж может привести к разным последствиям. Дело может ограничиться санкциями. Но может привести и к войне. Например, в случае войны, США могут подвергнуть Иран бомбежкам, уничтожая иранские ядерные объекты, а так же военную промышленность или даже инфраструктуру Ирана. Это может иметь для Ирана катастрофические последствия.

Другой вариант - совместная операция американской и израильской авиации против Ирана. Наконец, может начаться война Израиля с Ираном, в которой США ограничатся помощью Израилю, но сами участвовать в военных действиях не станут.

Сценарий израильско-иранской войны



Вероятно, Израиль не станет действовать сам, а постарается втянуть США в максимально жесткий конфликт с Ираном. И все же, вероятность войны Израиля и Ирана существует. Израиль не потерпит усиления иранского присутствия в Сирии, а Иран не собирается пока оттуда уходить. Поэтому имеет смысл рассмотреть сценарий возможной войны.

Израиль уже регулярно наносит воздушные удары по иранским объектам в Сирии, а так же по базам про-иранских шиитских милиций, прежде всего, Хезболлы, и по частям Асада. Но невозможно сейчас отделить Иран, силы Асада и Хезболлу друг от друга, это общие вооруженные силы. В конце концов, если военное давление на иранцев будет нарастать, Хезболла, Асад и подразделения иранского КСИР (Корпус Стражей Исламской Революции), дислоцированные в Сирии, начнут в ответ засыпать Израиль ракетами класса «Земля-Земля». Это будет повторение сценария войны Хезболлы и Израиля 2006 г, только в значительно больших масштабах. Ракетный потенциал Хезболлы с тех пор увеличился десятикратно и, кроме того, эта организация располагает более мощными ракетами. Это не говоря о том, что иранцы и Асад располагают своими собственными запасами ракет. А учитывая сухопутный коридор между Ираном, Ираком, Сирией и Ливаном (тот самый шиитский полумесяц), запасы ракет про-иранской коалиции могут оказаться вообще безграничны.

Крошечная территория делает Израиль крайне уязвимым для этих атак. Иранцы, Хезболла и Асад могут парализовать экономику Израиля на многие месяцы и загнать все его население в бомбоубежища.


При попытке наземного наступления в Сирии или в Ливане израильская армия столкнется с силами шиитской герильи. В 2006 г 6 тысяч бойцов Хезболлы смогли нанести израильской армии чувствительные потери. На сей раз Израилю будут противостоять десятки или даже сотни тысяч бойцов всех шиитских милиций региона - теперь в одной только Хезболле сражается уже до 20 тыс бойцов. Учитывая большую чувствительность Израиля к потерям в живой силе, такая война может обернуться для него большими неприятностями.

Здесь я бы хотел процитировать одного из самых авторитетных современных политических аналитиков Мозеса Наима (бывший директор Всемирного банка): "Если государство в наши дни вступает в войну, то военная мощь играет куда меньшую роль, нежели раньше. Боевые действия стали асимметричными: целые армии воюют против малочисленных отрядов повстанцев, сепаратистов, боевиков, причем все чаще побеждает более слабая в военном отношении сторона. Согласно исследованию, проведенному учеными Гарвардского университета, в асимметричных войнах с 1800 по 1849 год слабая (в плане численности войск и вооружения) сторона достигала стратегических целей в 12 % случаев. В тех же войнах, которые происходили в период между 1950 и 1998 годами, слабые побеждали чаще – в 55 % случаев.

По целому ряду причин исход современных асимметричных боевых действий скорее зависит от взаимосвязи противодействующих политических и военных стратегий, чем от вооруженных сил. Таким образом, многочисленная, хорошо вооруженная армия уже не гарантирует того, что государству удастся достичь своих стратегических целей. И один из важных факторов такой перемены – растущая способность слабой стороны наносить противнику тяжелый урон в живой силе с незначительным ущербом для себя. Использование самодельных взрывных устройств (СВУ) в Афганистане и Ираке – лучшее тому доказательство".


В военно-техническом плане Израиль намного сильнее противников. Но одна лишь сила не обязательно ведет к победе. У Ирана и его союзников есть серьезные возможности для ведения асимметричной войны против Израиля, сочетая массированные ракетные удары по его территории и герилью в случае израильского вторжения в Сирию и Ливан.

Однако, и у Израиля есть возможности для собственного асимметричного ответа Ирану. Израильские новейшие боевые самолеты F-35, недавно полученные от США, невидимы для иранских радаров. Недавно они совершили полеты над Ираном и остались незамеченными. Израиль уже заявил, что в случае ракетных обстрелов своей территории, он начнет бомбить Тегеран.

Кроме того, если Израиль чувствителен к потерям, то противники асадо-шиитской коалиции в Сирии, суннитские повстанцы, не так чувствительны к ним. Израиль может обрушить всю мощь своих ВВС (самых сильных на Ближнем Востоке) на Сирию, уничтожая тяжелую технику и базы Асада, Хезболлы, иранцев, уничтожая их колонны и парализуя их боевые операции. Тогда, силы антиасадовской оппозиции (около 80 тыс боевиков на севере и юге Сирии) могут начать наземное наступление на шиитов под прикрытием израильского воздушного зонтика. Чем все это кончится, мы не знаем. Но это может быть кровопролитная война с совершенно непредсказуемыми результатами.

Стоит помнить, что в Сирии находятся так же российские войска. Смогут ли они остаться в стороне? Вероятно, да. Ведь Израиль и США уже множество раз наносили удары по иранцам и Асаду, а РФ никак на это не ответила. Но будет ли так всегда? И, кстати, не вполне ясно, как тогда Кремль объяснит своему населению, например, падение Асада и свое бездействие?

Если войны не будет


Если войны не будет, а вероятность этого все еще велика, дело может ограничиться усилением американских и международных санкций против Ирана. Большая часть городского населения этой страны нелояльна режиму, в Иране постоянно происходят протестные выступления. Ухудшение экономической ситуации может привести к восстанию. Между прочим, к нему могут привести и американские и израильские удары по Ирану, если противники режима будут в состоянии воспользоваться ослаблением режима.


Иран - страна революций. В 1979 г жители городов подняли восстание против шахского режима, рабочие захватили заводы и создали Советы для управления предприятиями. Когда же иранские религиозные лидеры утвердились у власти, влиятельная оппозиционная организация Муджахиддин Хальк вывела своих бойцов в Ирак и затем сражалась против иранской армии, используя поддержку противника Ирана Саддама Хуссейна. Революция может быть глубоко чужда патриотическим чувствам и любви к "родному государству". К тому же, в Иране существует сильное недовольство различных нацменьшинств политикой правительства, а эти нацменьшинства вместе составляют половину населения страны.

Санкции могут на какое-то время сплотить иранцев вокруг правительства. Но надолго народа не хватит, антиправительственные настроения слишком сильны, недовольство экономическим кризисом может, в конце концов, дестабилизировать режим.

Как это будет для Азербайджана?


Что касается Азербайджана, я не уверен, что его затронут эти события. Они могут даже оказаться выгодны Азербайджану, если приведут к росту цен на нефть. Опасность может возникнуть лишь в том случае, если в Иране будет иметь место дестабилизация, которая затронет Иранский Азербайджан.

Автор - Михаил Магид, российский аналитик, эксперт по Ближнему Востоку Международного экспертного клуба «Евразия-Азербайджан».

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: США   Иран   Трамп  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА