ЕАЭС и Иран: «соломинка» для тонущей Армении – АНАЛИТИКА

  07 МАЙ 2018    Прочитано: 8201
ЕАЭС и Иран: «соломинка» для тонущей Армении – АНАЛИТИКА

До конца текущего месяца Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Иран планируют подписать соглашение о создании зоны свободной торговли. В Армении эта новость вызвала радость, что на фоне все углубляющегося экономического кризиса и бедственного положения населения явление очень редкое. Последние события, завершившиеся вынужденной отставкой премьера Сержа Саргсяна, красноречиво подтверждают данный тезис. Ведь не от хорошей же жизни люди выходили на улицы. В Армении, которая, к слову, единственная среди всех членов ЕАЭС, имеет общую границу с Исламской Республикой, все надежды на хоть какое-то смягчение нищенских условий, связывают с предстоящим подписанием договора. Подписание соглашения о ЗСТ, переговоры по которому ведутся с 2015 года, ввиду наличия между участниками процесса разногласий, постоянно переносилось. Не удавалось договориться по ряду принципиальных вопросов. Интересно узнать, какие же преференции Армении принесет подписание данного соглашения и на что так надеются в этой стране?

Как нам известно, Армения – бедная страна и полное отсутствие месторождений нефти и газа сделали ее абсолютно непривлекательной для многих крупных мировых инвесторов. Агрессивная политика Армении в отношении богатого углеводородными ресурсами соседнего Азербайджана, привела к разрыву всех двусторонних экономических и политических отношений с нашей страной. Турция, с которой Армения имеет довольно протяженную границу и сотрудничество с которой дало бы ей серьезные экономические выгоды, в знак солидарности с Азербайджаном, также разорвала с Арменией все отношения, закрыв границу на всем ее протяжении.


Общеизвестно, что Армения располагает некоторыми запасами медно-молибденовых и полиметаллических руд, строительного камня, минеральных вод, месторождениями драгоценных металлов, полудрагоценных и поделочных камней. Но все это Иран уже или сам добывает из недр своей земли или же покупает на иных азиатских рынках. К примеру, в Китае. Отношения между Исламской республикой и страной «желтого дракона» стали стремительно развиваться с 2000 года. За первые 10 месяцев 2017 года товарооборот между Китаем и Ираном составил 30,5 млрд. долларов. Китай экспортирует из Исламской республики в основном нефть, по запасам которой Иран занимает 4-ое место в мире.


Из-за скудости природно-ресурсной базы Армения не в состоянии снабдить свою промышленность собственными сырьевыми ресурсами. Для того, чтобы в рамках ЕАЭС развивать торгово-экономические отношения с Ираном армянской стороне следует наладить хорошие транспортные артерии. Но, учитывая скудость бюджета Армении, на протяжении около 30 лет «независимости» сделать этого так и не удалось. К аспектам экономической изоляции также добавляется отсутствие у Армении выхода к морю. В условиях нежизнеспособной экономики продолжает все еще доминировать высокий торговый дефицит, достигая 30 % от ВВП, что является одним из главных препятствий для развития экономики. Ввиду покрытия дефицита за счет международной помощи, кредитов и займов, значительным продолжает оставаться также и внешний долг страны.


С другой стороны, Ирану выгоднее сотрудничать и продолжать развивать торгово-экономические отношения с тем же Азербайджаном, у которого развитая инфраструктура и чья экономика не держится за счет внешней финансовой помощи, как экономика Армении. Азербайджан- государство с устойчивой экономикой, а также благодаря взвешенной и обдуманной внутренней и внешней политике руководства страны превратился в очень серьезного и сильного игрока не только в региональном, но и в глобальном масштабах. Иран имеет желание поставлять газ в Европу посредством Трансатлантического газопровода (проект TANAP). Дополнительный стимул в этом для руководства Исламской республики дает и то, что Иран обладает достаточным количеством газа для поставок на европейский рынок. В то же время проект TANAP имеет возможность пропустить газ больше запланированного объема.


Кроме того, Азербайджан из страны, куда инвестировали капитал, сам превратился в крупного игрока на международной арене, став кредитором и страной-инвестором. В начале текущего года правительство Исламской Республики Иран дало согласие занять у Азербайджана кредит на строительство железной дороги Решт-Астара на сумму 500 млн. долларов. На реализацию этого внутрииранского проекта, являющегося частью железной дороги Россия-Азербайджан-Иран, пойдет 3 года, а на возвращение кредита – 7 лет. Межправительственное соглашение о создании коридора «Север-Юг» было достигнуто в сентябре 2000 года в Санкт-Петербурге между Российской Федерацией, Исламской Республикой Иран и Индией. После прохождения внутренних процедур в этих странах данное соглашение вступило в силу 21 мая 2002 года. В 2005 году к проекту присоединился Азербайджан. В случае функционирования в полную силу, международный транспортный коридор «Север-Юг» позволит выйти европейским странам, России, Центральной Азии и Кавказу в Персидский залив и Индию. Также проект приведет к интенсификации торговых отношений с портами Черного моря. Грузы будут проходить по территории Индии и далее через Персидский залив, Иран, Азербайджан, Россию в направлении скандинавских стран и Северной Европы всего за 14 дней.

А что же Армения? Максимум, что бедное государство региона может предложить Ирану, это коньяк и алкогольные напитки, в которых Исламская республика по известной причине потребности не испытывает. Единственное, возможно, на что рассчитывают остальные члены ЕАЭС, так это использовать территорию Армении в качестве транзитной для доставки своих товаров в Иран, и наоборот. А с ролью такого вот «транзитного» государства Армения справлялась блестяще на протяжении всего кратковременного периода своего существования. Намеренное оттягивание Ираном акта подписания о ЗСТ с ЕАЭС тоже понятно. Ведь руководство клерикального государства осознает, что в случае этого первое, с чем они столкнутся в рамках ЕАЭС будет та же самая Армения, зажатая как в тисках между Азербайджаном и Турцией, не имеющая никаких реальных экономических возможностей и перспектив, существующая на иждивении других государств и не способная прокормить свое собственное население. Таким образом, Армения не дотягивает не то что до крупного, но даже до мелкого игрока. Мелко плавает.


Итак, резюмируем сказанное: Армения никогда не была важным экономическим игроком ни в региональном, ни тем более, в мировом масштабе. И все торгово-экономические соглашения, участницей которых будет она выступать, к улучшению материального положения широких народных масс не приведут. Армянская экономика будет продолжать зависеть от российской и впредь, так как все сколько-нибудь значимые объекты на территории страны находятся в собственности российских компаний. Она будет и дальше скатываться в пропасть до тех пор, пока руководство Армении не наладит отношения с такими соседями, как Азербайджан и Турция. А это может произойти лишь в том случае, когда военно-политическое руководство Армении, наконец, начав думать о судьбах простых армян, проявит волю и мирным путем вернет захваченные земли Азербайджана. Ведь в этом и залог спасения и существования армянского народа и государства.

Керим Султанов

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: Армения   Иран   ЕАЭС  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА