Будет ли война между Израилем и Ираном? - РАСШИРЕННАЯ АНАЛИТИКА

  11 ФЕВРАЛЬ 2018    Прочитано: 14813
Будет ли война между Израилем и Ираном? - РАСШИРЕННАЯ АНАЛИТИКА

В Сирии произошли столкновения между Израилем и Ираном. 10 февраля израильские ВВС совершили налет на несколько военных объектов Асада, а так же на базы его иранских и про-иранских союзников. Ответным огнем сторонников Асада, а, может быть, иранцев, был сбит израильский самолет Ф-16, который упал на территории Израиля (летчик катапультировался). Кроме того, в израильское воздушное пространство залетел иранский дрон, который был сбит израильтянами. Последовала новая волна налетов на Сирию. Армия Израиля нанесла мощный удар по системам ПВО и иранским целям. Согласно поступающим сообщениям, во время второго налета Израиль атаковал 12 целей, в том числе три батареи ПВО Сирии и четыре объекта иранского военного присутствия. Об этом заявили в пресс-службе армии страны. Учитывая склонность израильтян к жесткой реакции в ответ на любые потери, а так же учитывая угрозы в адрес Ирана (Израиль выступает за полный вывод всех иранских и про-иранских сил с территорий Сирии), последствия столкновений могут быть серьезными. Эти события - лишь один из нескольких чрезвычайно опасных инцидентов, которые произошли в Сирии в последние дни. Среди них: столкновения турецких и иранских сил в районе Южного Алеппо, столкновения американцев с проиранскими силами в Дейр эз-Зор, масштабная операция турецкой армии против курдов в кантоне Африн, которая продолжается уже несколько недель. Кажется, что разобраться в сирийской каше уже просто невозможно. Кто воюет, с кем, почему? И все же, ответы на вопросы есть.

Причина политической нестабильности


Обострение положения в Сирии связано с общим ослаблением американского влияния на Ближнем Востоке. США больше не пытаются играть роль мирового полицейского, хотя и не отказываются полностью от присутствия в регионе. В результате возник политический вакуум, в который втягиваются различные державы - Иран, Турция, Россия, Израиль. Все они стремятся в той или иной мере участвовать в разделе Сирии, где, к тому же, не прекращается гражданская война между Асадом и силами анти-асадовской оппозиции. Наконец, сирийские курды создали вместе с близкими им арабскими племенами несколько независимых анклавов. Распавшееся сирийское государство стало ареной столкновений влиятельных держав.

До тех пор, пока шла война всех этих сил против «ИГИЛ», конфликты между ними были менее заметны. Но поскольку «ИГИЛ» почти разгромлен, столкновения и споры между участниками раздела Сирии вышли на первый план. Державы трутся друг о друга, им становится тесно, каждая стремится расширить зоны своего влияния в Сирии. С этим и связаны последние вооруженные конфликты.

Турция против «РПК» и «СДС».



Турция ведет военные действия против Африна - единственного из курдских кантонов, который не относится к сфере влияния Америки. Здесь до недавнего времени стояли российские войска, союзные Асаду и Ирану. РФ обратилась к курдам Африна с призывом согласиться на контроль Асада, и курды, добивающиеся автономии, отказались это сделать. Тогда россияне ушли из Африна, предоставив там действовать турецкой армии.

Турция ведет боевые действия с «РПК» («Курдская рабочая партия»), под контролем которой находится не только Африн, но и ряд других курдских районов в Сирии и на севере Ирака. «РПК» ведет интенсивную партизанскую войну на территории Турции, где она сражается за автономию приблизительно 20 млн курдов. На территории Сирии курды, фактически, создали в союзе с местными арабскими племенами, независимое государство, во главе которого стоят представители местного отделения «РПК» (оно называется "ПДС" - Партия Демократический Союз) и которое опирается на совместную с арабами курдскую милицию «СДС» («Сирийские демократические силы»). Со своей стороны, Турция рассматривает натиск на Африн как часть глобальной войны против «РПК».

Учитывая острейшее противостояние турецких властей во главе с президентом Турции Эрдоганом и «РПК», которая весьма влиятельна среди турецких и сирийских курдов, не ясна судьба курдского населения Африна, в случае занятия региона турецкими войсками.

Иран и Асад против Турции


Когда российские войска уходили из Африна, был совершен обмен. Параллельно с турецким наступлением на Африн началось наступление союзников РФ - Асада, иранцев и проиранских шиитских милиций (ливанская «Хезболла», иракские Хашд ал-Шааби, Фатимийюн из афганских шиитов и др.) на силы анти-асадовской оппозиции в Идлибе и Южном Алеппо. В этих регионах Турция сохраняет определенное влияние - ей подчиняются некоторые группировки анти-асадовской оппозиции. Турция, тем не менее, согласилась сдать часть этих территорий России и ее союникам в обмен на Африн.

Наступление развивалось довольно успешно под прикрытием российской авиации. Однако, совершенно неясно, каковы конкретные договоренности сторон и в какой мере в них участвуют иранцы - наиболее мощная из сил, стоящих за Асадом. К тому же, по некоторым сведениям, иранцев раздражает сближение России и Турции и то, что они оказались, вероятно, на вторых ролях в ходе переговорах об Африне и Идлибе между Москвой и Анкарой.

В итоге произошло несколько серьезных инцидентов. Турция направила несколько больших военных конвоев в район Идлиба и Южного Алеппо и принялась строить там свои базы прямо под носом у иранцев. Это привело к перестрелкам между турецкими военными, с одной стороны, и сторонниками Асада, Ирана и про-иранскими группировками, с другой стороны. После этого, президент Ирана Хасан Роухани сделал резкое заявление о том, что турецкие войска должны покинуть Сирию. Но Турция не намерена делать ничего подобного. Напротив, она усилила свое военное присутствие в Идлибе и в южной части Алеппо. Дальнейший рост напряжения между Ираном и Турцией чреват серьезными осложнениями - эти две державы соперничали за контроль над Ближним Востоком на протяжение веков.

Американцы против иранцев и русских



Другой крупный инцидент имел место в Дейр эз-Зор 8-9 февраля. В отличие от Африна, часть Дейр эз-Зор, как и другие регионы на северо-востоке и востоке Сирии (включая бывшую столицу ИГИЛ - Ракку) контролируются курдско-арабским «СДС» при поддержке США. Американцы сделали ставку на «СДС» в борьбе с «ИГИЛ» и не намерены в настоящее время отступать. Их войска охраняют границы этой курдско-арабской территории.

Однако про-иранские формирования нанесли удар по штабу «СДС». Ответ американцев был молниеносным. Американские боевые самолеты Ф-16, Ф-22 и вертолеты Апач принялись методично уничтожать противника. По американским данным были убиты от 100 до 500 представителей атакующих сил, хотя нет подтверждений этой цифры из независимых источников. До сих пор не ясна степень участия в этом инциденте России.

Позиция и интересы России


РФ, как уже говорилось выше, участвует в войне на стороне Асада и Ирана. Но Россия старается сблизиться с Турцией и не хочет конфликта с Израилем. Война в Сирии крайне не популярна в России, против нее выступает 49% граждан страны. Поэтому Кремль уже дважды (!) официально заявлял о выводе войск из Сирии. Тем не менее, они там присутствуют: вероятно, потому, что РФ рассматривает это как возможность давления на американцев в вопросах санкций, Украины и др. Для России сирийская история, поддержка Асада и Ирана - ассиметричный ответ на санкции и возможность влиять на действия США.

Важно, однако, подчеркнуть, что руководство России очень опасается потерь в Сирии из-за нежелательных для него ассоциаций с афганской войной, в которой некогда участвовал СССР. Между тем, такие ассоциации - война в Сирии вызывает у значительной части россиян.

Суета вокруг Ирана


Легко заметить, что во все эти инциденты так или иначе были вовлечены иранские и про-иранские силы. Дело не в том, что противники Ирана готовы объединиться: противоречия между ними очень велики. И, тем не менее, все инциденты, включая израильские налеты, можно рассматривать, как реакцию на серьезное усиление Ирана.

В настоящее время шиитский Иран, опираясь на дружественные шиитские правительства Ирака и Сирии, и, одновременно, на созданную при самом активном участии иранцев сеть шиитских милиций в Ливане, Сирии и Ираке, создал огромную империю - шиитский пояс (или шиитский полумесяц) - от собственных границ до Средиземного моря. Сирия является центральным и наиболее важным звеном этой системы.

Огромное усиление Ирана крайне нервирует американцев, большинство арабских государств, и, в особенности, Израиль. Последний уже давно готовится к военным действиям против Ирана и его союзников на территории Сирии и Ливана (при этом не исключены и налеты израильской авиации на Иран). Турция до недавнего времени считалась партнером Ирана, так как их сблизил курдский вопрос - желание воспрепятствовать расширению курдского движения (оно действует не только в Турции, но и в Иране, где проживает около 8 млн курдов). Однако, как можно видеть, в последнее время появились трения между турками и иранцами.

Будет ли война между Израилем и Ираном?


В настоящее время большинство держав - участников конфликта не заинтересованы в большой войне. Иранцы и Асад не завершили еще покорение Сирии и разгром анти-асадовской оппозиции. Кроме того, в самом Иране наблюдается серьезная дестабилизация. Недавно там имела место вторая волна протестов (первая волна наблюдалась в первые недели нового года). Конечно, по своим масштабам этому движению далеко до революции 1979 г, когда вооруженное восстание 300 тысяч жителей Тегерана сопровождалось всеобщей забастовкой и захватом иранских фабрик в самоуправление трудовых коллективов. Сейчас, напротив, речь идет только о политических протестах нескольких десятков тысяч людей, а не о восстании и социальной революции.

Но руководство Ирана не может не учитывать недовольство своей политикой среди самых широких слоев населения. Высокие затраты на войны в Сирии и Ираке, а так же помощь ливанской «Хезболле» привели к проблемам в экономике Ирана и стали одной из главных причин протестов.

В Турции президент Эрдоган рассчитывает победить Африн, удержать контроль над значительной частью Идлиба и, тем самым, укрепить свое влияние внутри Турции. Война с такой сильной страной, как Иран, ему не нужна. США и Россия так же опасаются крупных военных конфликтов и хотели бы, вероятно, их избежать.

А вот Израиль настроен довольно решительно. Руководство страны серьезно готовится к войне в Сирии и Ливане с иранскими и про-иранскими силами, рассчитывая взять реванш за неудачную войну в 2006 году с ливанской «Хезболлой». Израиль заявляет, что не допустит укрепления на своей северной границе «Хезболлы» и всех ее союзников, не потерпит превращения Сирии в иранскую цитадель. Последние инциденты между Израилем и Ираном указывают на высокую вероятность войны.

Михаил Магид, публицист, российский аналитик (Москва), эксперт по Ближнему Востоку, специально для Vzglyad.az.

Vzglyad.az

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: Сирия   война   Израиль   Иран   Россия   Асад   Турция   США   F-16   Африн   "ИГИЛ"   курды   Эрдоган  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА