Руфат Абдулла: «Тигран Кочарян - очень неприятный тип, дашнак, самый неадекватный из игроков «Что? Где? Когда?»» - ИНТЕРВЬЮ

  02 ФЕВРАЛЬ 2018    Прочитано: 20879
Руфат Абдулла: «Тигран Кочарян - очень неприятный тип, дашнак, самый неадекватный из игроков «Что? Где? Когда?»» - ИНТЕРВЬЮ

Знаток телеигры «Что? Где? Когда?» Руфат Абдулла, который некоторое время назад получил Орден Совы как лучший игрок сезона, в интервью Vzglyad.az рассказал о своих детских воспоминаниях в Йемене, а так же о том, как пришел в интеллектуальные игры.

- Руфат, расскажите о своем детстве.

- Я родился в 1979 году. В детстве некоторое время я прожил в Йемене. Дело в том, что мой отец был инженером-мелиоратором, СССР посылал таких специалистов в братские республики с пустынным климатом для построения там оросительных сооружений. Мы жили в поселке мелиораторов в Йемене, я ходил в школу при посольстве. В первый раз я поехал в Йемен в возрасте 3-5 лет, потом уже в 10-11 лет, в 89-90 годах. После Йемена некоторое время жил в Евлахе, у дяди, проучился там в школе две четверти, так как отец хотел, чтобы я выучил азербайджанский язык. Потом пошел в школу№48 в Баку. Учился и в русском, и в азербайджанском секторах.



- Какие у вас воспоминания про Йемен?

- Йемен для меня был реализацией мечты о счастливом детстве. Лето круглый год, можно было ходить на море, есть экзотические фрукты – бананы, папайи, манго, тогда нам это было в диковинку. Видел экзотические животные, мы собирали раков-отшельников. Йемен привил мне тягу к чтению – чем еще заняться знойным днем, когда до 5 нельзя выйти на улицу?

- Где вы получили высшее образование, где работаете?

- Я учился в БГУ на юридическом факультете, там же закончил магистратуру, а аспирантуру – в Академии Наук. Во время аспирантуры преподавал в БГУ и Азербайджанском Университете Языков, в группах Sabah для продвинутых студентов. Моя специализация - "Теория и история государственного права", темой моей диссертации было «Прогнозирование государственного права». Работал в основном в банковском секторе, некоторое время даже в Национальном Банке. Работал и в юридическом отделе Аzercell, когда люди узнавали про мое место работы, постоянно просили решить какие-то технические проблемы с их телефонами. Занимался я не судебными делами, а бумагами.

- Как вы пришли в интеллектуальные игры?

- Я читал книги, смотрел «Что? Где? Когда?» У нас ведь тогда не было интеллектуальных передач. Какой-то товарищ папы сказал, что его племянник Фуад Мусаев играет, в Баку тогда был клуб "Атешгях". Я как-то нашел его номер, позвонил, дело было в 1998 году. Он сказал - приезжай в воскресенье к метро "Баксовет". Я приехал нарядный, в костюме и белой рубашке. Мне тогда было 18 лет, но я учился в 11 классе, так как потерял пару лет. Он меня отвел в дом пионеров имени Гагарина, это место находилось напротив президентского аппарата. Мне понравилось, начал ходить, кочевал из одной команды в другую. Уже когда я поступил в вуз, собрал первую команду, мы назвались Фемида, так как там были практически все - юристы. Через 2 года она распалась, я ушел в другую команду и с тех пор не был капитаном. Мне не нужна эта ответственность. Поменял несколько команд, которые тоже распадались.



Играл у Таира Мусаева с Джахангиром Фараджуллаевым, Зауром Агаевым, Аднаном Ахундовым, Кямраном Захидом. Потом она распалась, кто-то ушел в армию, а Таир уехал в Америку, потом в Украину. С 2006 года играю у Фаика Гусейнова, уже 12 лет, я столько нигде не работал даже. Если уходить от Фаика, то уже в никуда, ведь человек всегда старается уходить в более сильную команду. У нас теплые семейные отношения, живем в соседних подъездах, хотя бы раз в неделю или он у нас в гостях, или мы у него. Самое дикое, что мы играли в плане интеллектуальных игр - Бакинский марафон. Там было 333 вопроса, начинался он в 8 вечера и заканчивался в 12 дня. Сначала все начинают с энтузиазмом, потом устают. Где-то в 3-4 понимаешь, что клонит ко сну, в 7-8 открывается второе дыхание, но все равно заторможен. Как будто сначала поворачиваешь голову, и только потом за тобой двигается сознание. Я играл марафоны и на русском, и на азербайджанском. Не самая приятная вещь. Голова не болит, просто человек выпадает в осадок.

- Расскажите, как начали выигрывать в интеллектуальные игры.

- Это было еще до прихода к Фаику. Тогда мы часто играли в свою игру, я каждый раз проигрывал. А потом так случилось, что я выиграл какой-то турнир. Хафиз Гаибов тогда учредил свою премию, он вручал ее в нескольких номинациях, мне ее вручили в категории "Открытие года".

Как я уже говорил, в 2006 году я пришел к Фаику. Тогда от него ушло двое игроков из старой школы, он меня взял в команду вместо Ильи Гинзбурга. Ему тогда еще говорили, как он мог поменять Гинзбурга на какого-то Абдуллу. В первые дни я ничего не брал, они раскручивали вопросы раньше меня. Там был Агаев, Мадатов и Оркодашвили. Я подумал, что я им не нужен, уйду из команды. На второй день я взял несколько вопросов, и подумал тогда, что могу сыграться.



В первый год мы взяли бронзу на Чемпионате Азербайджана и потом Южного Кавказа. Потом, в конце 2000, начале 2010-х, мы за 4 года три раза выиграли Чемпионат Южного Кавказа. Только один раз мы заняли второе место. В одном из чемпионатов мы так сильно оторвались, что нас стали поздравлять еще за 10 вопросов до конца турнира. Тогда же я выиграл «Свою игру» на Чемпионате Южного Кавказа. Тогда играли 9 человек от Азербайджана, столько же от Грузии и Армении. Когда в первый раз вышел в финал и выиграл, моими соперниками были Георгий Бакрадзе и Тигран Кочарян. Тигран Кочарян - один из главных армянских игроков, очень неприятный тип, дашнак, самый неадекватный из игроков. С ним даже не все армяне здороваются.

Когда я выиграл во второй раз, в финале были Георгий Бакрадзе, Ия Метревели и я. При том до меня «Свою игру» выигрывал только один азербайджанец, это был Ровшан Аскеров. Я стал вторым. Когда я выиграл в первый раз, я выиграл у Ровшана Аскерова в полуфинале, это было даже приятнее.

- Как вы пришли в телевизионную версию «Что? Где? Когда?»?

- Самый первый проект, в котором я участвовал – «Хамса». Я начинал там, еще когда она не была телепроектом, помогал им. Потом сыграл в телевизионной команде, неплохо сыграли, даже выиграли какой-то кубок. От хамсы я отошел, так как она более молодёжная, я уже со своими сединами не вписывался. Кроме того, пошло поколение азербайджаноязычных игроков с энциклопедическими знаниями, с ними было трудно состязаться. Потом меня пригласили в телевизионную версию «Что? Где? Когда?» Сначала я играл у Таира Мусаева, потом у Джалала Оруджева. Иногда играю в брейн-ринг, но он мне не нравится, слишком мало зависит от меня, слишком многое - от капитана и кнопочника. Меня это напрягает. Играл в проекте «61», два раза выходил в финал, оба раза проиграл. Считаю, что уступил не по знаниям, но по скорости.




- Какие у вас достижения в телевизионной версии «Что? Где? Когда?»?

- Официально Орден Совы дают игроку, который лучше всех провел сезон, однако есть и субъективные моменты, он вручается по результатам финальной игры. Если бы я не был в финальной игре, или сыграл ее молча, не получил бы его. Считаю, что неплохо сыграл, в финальной игре ответил на два вопроса. Других наград в элитарке не было, мы выходили в финал, но обычно проигрывали. Один раз выиграли, когда я был в составе команды Таира Мусаева, но тогда еще не давали Орден Совы. Меня оставляли и на решающий раунд, успех 50/50.



- Какие книги читаете?

- Люблю документальную литературу, в том числе биографии и автобиографии. Сейчас я читаю две биографии из серии «Жизнь Замечательных Людей» - Набокова и Пастренака. Одну биографию Пастернака, которую написал Дмитрий Быков, я перечитывал три раза. Читаю и мемуары, например, Бисмарка, где-то был без ума от приключенческих романов. Жюль Верн, Берроуз, Дюма – я их произведения тоже читал. Роман "Таинственный Остров" перечитывал раз 20.

- Как вам удается совместить работу, общение с двумя детьми, чтение книг и спорт?

- Мой основной спорт – бег. Я слушаю аудиокниги, пока бегаю, слушаю что-то очень легкое, не напрягающее. Я перешел на аудиокниги лет 10 назад, удобная вещь, особенно когда долго едешь в автобусе. В плане работы главное - отключаться, когда закончил в 18:00. «Что? Где? Когда?» - тренировка раз в неделю, игра тоже раз в неделю. Детьми в основном занимается мать, я иногда читаю им сказки, порисовать со старшей дочкой, иногда делаем раскадровки сказок или играем в Лего.

- Расскажите о вашей работе в Доме Интеллекта.

- Дом Интеллекта существует уже несколько лет, он функционирует как площадка. Здесь можно снять помещение для проведения интеллектуальных игр, а так же тренингов для взрослых и детей. Я курирую работу с детьми 10-14 лет, идеальный возраст для того, чтобы заинтересовать детей той или иной темой. С более младшими сложнее, им хуже дается чтение, а более старшие уже готовятся к вузам, у них мало свободного времени. Мы проводим теоретические и прикладные тренинги для детей на разные темы – рассказываем об оказании первой помощи, о странах Западной Европы, гладиаторах и т.п. Организуем квесты для детей. Планируем расширять свою деятельность, чтобы всесторонне заинтересовать детей, заложить в них стремление к знаниям, которое они будут реализовать и дальше, искать информацию, интересоваться.

Чинара Гулиева
Фото: Эльвин Абдулла




Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: Руфат-Абдулла   Что?Где?Когда?  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА