Турки наступают в Африне, а иранцы - в Идлибе – АНАЛИТИКА

  30 ЯНВАРЬ 2018    Прочитано: 11099
Турки наступают в Африне, а иранцы - в Идлибе – АНАЛИТИКА

Михаил Магид, публицист, российский аналитик (Москва), эксперт по Ближнему Востоку, специально для Vzglyad.az.

Турецкие силы и отряды про-турецких группировок предприняли наступление на курдский кантон Африн, расположенный на севере Сирии. Оно длится уже 10 дней. Турецкие соединения продвигаются в разных направлениях, постепенно занимая небольшие участки. Эта операция называется "Оливковая ветвь". YPG (Отряды народной самообороны - курдская милиция, которую возглавляют командиры РПК (Курдская рабочая партия) ведет оборонительные действия. Они пропускают турецкие силы вглубь кантона, и затем наносят по ним удары. Холмистый рельеф местности, большое количество населенных пунктов и немалый опыт военных действий облегчают контратаки обороняющейся стороны. Турецкие силы несут потери, но постепенно продвигаются вперед. Впрочем, в последние дни их продвижение замедлилось. Тяжелые бои идут в разных районах Африна.
Афринская операция разворачивается медленно и встречает серьезное сопротивление. В самом Африне YPG располагает 10 тысячами бойцов, кроме того, курдская милиция перебрасывает силы из других курдских кантонов на Севере Сирии. Африн не имеет с ними прямой связи, однако войска, верные Асаду, пропускают их через контролируемые ими территории.


Пока неясно, какие цели преследует Турция. Идет ли речь о занятии части территории Африна (например для того, чтобы соединить в одно целое все турецкие новообретенные владения в Сирии), о некой демонстративной акции, или о намерении захватить и удерживать весь Африн. Это во многом будет зависеть от хода операции. Эрдоган опасается серьезных потерь, так как он хочет не только нанести урон РПК, но и увеличить свою популярность в Турции благодаря этой операции. Поговаривают о том, что в случае успеха он может объявить досрочные выборы.

Поэтому турецкие штабы используют в качестве пехоты про-турецкие фракции ССА (Сирийская свободная армия) и различных туркменских или исламистских группировок, прикрывая их артиллерией, танками и авиацией. Но у этой тактики есть свои минусы: непонятно, насколько отряды про-турецких сил способны выполнить возложенные на них задачи. В то же время, среди турецких военных уже появились убитые и раненные. Одновременно, руководство РПК пообещало перенести военные действия на территорию Турции, усилив натиск партизан.

Тем не менее, взятие Турцией в недавнем прошлом сирийского региона Баб-Джараблус-Азаз, откуда они выбили отряды ИГИЛ и где Турция использовала схожую тактику, позволяет Эрдогану сохранять надежды на успех. Бывший израильский военный, эксперт Игаль Левин, приводит следующие сведения о ходе военных действий:

"...Операция длится вот уже более недели и турки по-прежнему продолжают занимать высоты по всему периметру кантона, кроме его юга.... Турки заняли одну из ключевых высот на востоке кантона Африн, гору Барсая, высотой в 855 метров. Именно за эту гору шли напряженные бои вот уже неделю... В туманную и дождливую погоду, когда вокруг грязь и слякоть, а гора укреплена бетонными туннелями с огневыми позициями, занять такую высоту - это не простое дело, что указывает на высокую мотивацию турок... Основной удар, скорее всего, будет нанесен с юго-запада, через так называемую афринскую долину. Там буквально все эти дни выстраивается плацдарм для рывка, стягивают огромное количество техники и артиллерии. Но через эту долину невозможно будет ударить без занятия горных и холмистых хребтов с ее юга и севера. Ниже я представляю карту от Института Изучения Войны (ISW). На ней указан как этот гипотетический удар, так и другие возможные сценарии продвижения турецких войск и их прокси."


Военные действия в Африне не стоит рассматривать изолированно от событий в других регионах Сирии.

Одновременно с операцией Турции в Африне, успешно развивается крупная военная операция вооруженных сил Асада, иранских и про-иранских соединений (шиитской коалиции) при поддержке вооруженных сил РФ, в регионе Идлиб, так же расположенном на севере Сирии. Там у Турции имеются свои интересы и серьезное влияние.


Шиитская про-иранская коалиция громит анти-асадовскую оппозицю, смогла захватить крупные районы. При этом часть противников Асада попали в окружение. Из этих районов наблюдается большой поток беженцев, спасающихся от обстрелов и репрессий.

Напомню, что ранее Африн находился в зоне российского влияния в Сирии. РФ сделала предложение сирийским курдам отойти под контроль Асада и после отказа курдов вывела свои соединения из Африна, чтобы не мешать турецкой операции и не подвергать своих военных угрозе. В принципе, эти действия могут рассматриваться как размен. РФ отдает Турции Африн, а Турция отдает российско-иранской коалиции и Асаду значительную или даже преобладающую часть Идлиба.

К сожалению, главными пострадавшими будут мирные жители в Африне и в Идлибе, которые в настоящее время вынуждены либо спасаться бегством, либо проводить часть времени в подвалах, спасаясь от бомбежек и обстрелов. Кроме того, сотни городов и сел в Идлибе, где преобладает суннитское население, создали сильное местное самоуправление. Выборные местные органы власти (Местные Советы - МС) с элементами прямой демократии общественных форумов, научились жить без централизованного государства, организовали коммунальные службы, поставки продовольствия. Всего в регионе 160 таких Советов.

Не имея серьезных вооруженных отрядов, жители Идлиба оказывали мирное (преимущественно) сопротивление и силам Аль-Каиды (другие названия группировки - Нусра, Хайат Тахрир аш-Шам), и Асаду. Местным Советам Идлиба грозит в настоящее время зачистка - развитое местное самоуправление не нужно ни иранцам, ни Асаду. Поступают сообщения о бомбежках и обстрелах вольных сирийских городов.


Vzglyad.az

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: Сирия   Африн   Турция   курды   Идлиб   Асад   Россия   Иран  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА