Айдар Амребаев: «Стоит ожидать переформатирования влияния США в Центральной Евразии» - ИНТЕРВЬЮ

  16 ЯНВАРЬ 2018    Прочитано: 9583
Айдар Амребаев: «Стоит ожидать переформатирования влияния США в Центральной Евразии» - ИНТЕРВЬЮ

Интервью Vzglyad.az с кандидатом философских наук, почетным профессором Восточно-Китайского университета в Шанхае /КНР, членом ряда научно-аналитических экспертных Советов и программ в Казахстане, Китае, Сингапуре, стран ЕС Айдаром Амребаевым.

- Во вторник, 9 января, во время прямой трансляции Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев рассказал об основных направлениях развития страны в 2018 году. Стоит ли ожидать серьезных изменений в политико-экономической жизни Казахстана?



- Это ежегодное послание главы государства и оно является достаточно традиционным. В нем президент определяет собственное видение приоритетов развития Казахстана на текущий год. Тематика послания связана с идеями, высказанными президентом ранее. Послание этого года можно рассматривать как конкретизацию и воплощение Плана нации до 2050 года, который был принят в 2015 году и включает в себя 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ. Целью данного плана является вхождение Казахстана в тридцатку развитых стран мира в новых исторических условиях. В основу плана входят пять институциональных реформ: 1) формирование профессионального госаппарата; 2) обеспечение верховенства закона; 3) индустриализация и экономический рост; 4) идентичность и единство; 5) формирование подотчетного обществу государства.

Особенностью послания этого года является актуализация вопросов перехода к новому технологическому укладу социально-экономической жизни, что было указано казахским президентом в качестве цели в известной широкой публике статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». В этом контексте центральным лейтмотивом нынешнего послания являются вопросы “цифровизации”. По мнению президента, она является ключом к новому технологическому уровню развития. Это отражено в ряде пунктов настоящего послания, где предполагается ввести ее в различных сферах. Думаю, что ожидать серьезных, кардинальных изменений в политико-экономической жизни страны в один год вряд ли стоит. Очевидно, что закладывается стратегический курс на модернизацию социальной инфраструктуры Казахстана на долгие годы вперед.

- На этой неделе ожидается визит президента Нурсултана Назарбаева в США. Каковы ваши ожидания?


- США являются государством номер один в современном мире, не смотря на происходящие на наших глазах неоднозначные трансформации и в этой стране. Америка определяет вектор наиболее динамичного и передового развития по многим аспектам, и с точки зрения утверждения реальных прав человека, и качества экономического развития, и дееспособности правового государства, и актуального военного потенциала и пр. Поэтому официальный визит в эту страну является важным и “знаковым” для Казахстана. Другие аналогичные визиты, например, в такие крупные страны-соседи как Китай и Россия, стали для Казахстана достаточно обычным делом, чего не скажешь о США…

Визит в США президента Казахстана есть подтверждение важности нашей страны в регионе Центральной Евразии. Тем более, что визит состоится по инициативе американской стороны. Очевидно, у администрации Дональда Трампа есть некоторые вопросы к руководству Казахстана. И это уже интересно, так как может быть предметом дипломатического торга и прояснения реального положения нашей страны в “мировой табели о рангах”. Казахстан с момента обретения суверенитета де-юре, достаточно активен во внешней политике, исповедуя многовекторную и сбалансированную политику. Однако, в последнее время этот хрупкий баланс во внешней политике Казахстана испытывает определенный вызов. Усиливается влияние такой крупной страны-соседа, - Китая. Чаша весов склоняется все больше и больше в пользу Поднебесной в плане инвестиций и реализации других экономических проектов, тогда как доля и влияние России снижается, ограничиваясь сферой безопасности и сужающимся “русским миром” в Центральной Азии.

Думаю, что эта тема может быть затронута в ходе визита в Америку с точки зрения нового глобального позиционирования Китая и участия Казахстана к китайской инициативе “Пояс и путь”, а также фактического состояния проекта евразийской интеграции. Полагаю, что будет спрос и по другим проектам и инициативам, в которых участвует и за которые голосует Казахстан. Тем более, что одним из протокольных событий визита будет участие президента Назарбаева в заседании Совета Безопасности ООН в качестве председательствующего. Есть ряд проблемных вопросов, требующих прояснения, например, такие как судьба замороженных в США 22 млрд доллара из Фонда Национального Благосостояния Казахстана в связи с иском молдавского бизнесмена Стати; возможность посредничества Казахстана в американо-российской конфронтации; проблема преемственности власти в Казахстане; роль Астаны в сирийском урегулировании; ядерная программа Ирана и последние деструктивные события в этой стране; борьба с терроризмом и религиозным экстремизмом в Центральной Азии и др.

- Как в Казахстане оценивают сотрудничество с Западом в целом? Что показывают опросы?


- Западный вектор во внешней политике Казахстана значительно уступает российскому, китайскому и даже центрально-азиатскому. Это закреплено в Концепции внешней политики Республики Казахстан до 2020 года. Но, учитывая особенное место США как державы с глобальными амбициями, хотя и несколько “свернутыми” в результате импульсивной, и, зачастую, непредсказуемой политики Дональда Трампа, Запад в целом является весьма актуальным направлением внешнеполитического внимания Казахстана и одним из непременных элементов сохранения баланса в регионе.

В отношении опросов, насколько я знаю, в Казахстане не разделяют антизападные настроения, характерные, к примеру, современной России. Напротив, в нашей молодежной среде США и ЕС ассоциируются с благополучием, процветанием, комфортом, широкими возможностями и безопасностью в большей степени, чем близлежащие к Казахстану страны. Большое число молодых людей предпочитает получить западное образование, если есть возможность. В последнее время наблюдается тренд миграции на Запад в поисках лучшего места не только учебы, но и работы, проживания, размещения капиталов и т.д.

- На ваш взгляд, как изменится внешняя политика США в отношении Центральной Азии в 2018 году? С какими новыми вызовами столкнется регион?


- Полагаю, что в этом году нас ждет много новых международных “сюрпризов”, в том числе и инициируемых США. Они могут также иметь непосредственное отношение к региону Центральной Азии, так как это зона столкновения геостратегических интересов многих глобальных и региональных сил. “Шахматная партия” в Евразии похоже была только отложена, но еще не сыграна…

К тому же наши страны находятся в состоянии транзита, который является достаточно уязвимой фазой в общественном развитии. После дестабилизации Ближнего Востока, под влиянием, в том числе и внешних факторов, в поле зрения деструктивных сил может стать и Центральная Азия. И в этом смысле вполне возможно, что периферийный статус нашего региона во внешнеполитической стратегии США может быть пересмотрен, тем более, что в новой доктрине национальной безопасности США, принятой недавно, ближайшие партнеры стран региона - Россия и Китай, рассматриваются американской администрацией в качестве стран -ревизионеров, стремящихся изменить мировой порядок. А большинство государств Центральной Азии вовлечены в формирование “незападных" блоков, например таких, как ОДКБ и ШОС. Казахстан также участвовал в антиамериканской “фронде” по вопросу о статусе Иерусалима, что может быть расценено Дональдом Трампом в качестве вызова.

Вообще, в целом, следует ожидать, что администрация нового американского президента проведет своеобразный бизнес аудит своих глобальных и региональных проектов в Центральной Азии с целью их пересмотра на прагматичной основе, как это происходит по отношению к другим американским проектам прежней демократической администрации США.

Прежнее участие США в региональных инвестиционных проектах, в разработке нефтяных ресурсов Казахстана, а также попытках Запада модерировать процесс внутриафганского регулирования может быть подвержено ревизии с позиций экономического прагматизма и извлечения прямой тактической выгоды даже в ущерб долгосрочного стратегического и гуманитарного видения Америки как “оплота демократии и защиты прав человека”. Есть мотивы усиления американского давления в связи с необходимостью геополитического “сдерживания” России и Китая, борьбы с сетевыми деструктивными структурами в регионе. Поэтому стоит ожидать переформатирования влияния США в Центральной Евразии. Кстати говоря, это касается и Прикаспийского региона…

Беседовал Сеймур Мамедов

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: Казахстан   Прикаспийский-регион   Назарбаев   Центральная-Евразия  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА