Что происходит с ценами на нефть и как ситуация будет развиваться дальше? - МНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКСПЕРТОВ

  22 АПРЕЛЬ 2020    Прочитано: 5484
Что происходит с ценами на нефть и как ситуация будет развиваться дальше? - МНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКСПЕРТОВ

Ситуация на мировом нефтяном рынке сейчас такова, что есть только вопросы, а ответов, по сути, нет. Как реагировать на ситуацию, когда цена на нефть пробила "дно"? Чего ждать от пугающей тенденции, когда цены на марку BRENT опустились ниже «психологической» в 20 долларов и нефть становиться нерентабельной для ряда нефтяных производителей? Что ждет экономику стран-нефтеэкспортеров Каспийского региона в ближайшей перспективе и какие стратегии им следует предпринять? - на эти вопросы Vzglyad.az ответили международные экономические эксперты.


«Нефтяная эпоха уходит»

Политический аналитик, ректор Европейского института ЮСТО, профессор Дмитрий Соин:

- Конечно короновирус лишь спусковой механизм давно назревавшего экономического кризиса. Нефть, как кровь промышленности и транспорта первая отреагировала на снижение деловой активности. ОПЕК+ не сумел своевременно и оперативно отреагировать на тренд и избыточная добыча создала опасный профицит углеводородов. Хранилища переполнены, а потребление минимизировано.

Понимая катастрофичность сценария ОПЕК + со второго захода принял решение о сокращении на 11 млн баррелей, но профицит составляет около 24-25 млн. Поэтому цены даже не застыли. Они рухнули еще сильнее.

Остановить падение могут только позитивные экономические новости. Но их нет. В лучшем случае цены замерзнут на минимуме. Но уже сейчас нефтяные кампании готовы платить тому, кто разгрузит их нефтехранилища.

Вывод таков - нефтяная эпоха уходит. Ее уже давно выдавливали новые технологии и альтернативные источники энергии. Плюс борьба за экологию. Добыча нефти конечно сохранится, но не в таких обьемах. Возможно еще крупная война на Ближнем Востоке или с Ираном подстегнет цены, но это очень опасный и не желательный сценарий.

В этих условиях нефтедобывающие страны оказываются в очень сложной ситуации. Выход из эпидемии, конечно, увеличит потребление углеводородов, но докризисные цены возможно уже никогда не вернутся.

Поэтому пока еще есть долларовая подушка следует прорабатывать новую социально-экономическую стратегию. Азербайджан вполне мог бы построить собственную "Силиконовую долину", развить продовольственный, туристический сектора, а также элитную медицину. Этому способствуют климат, география, сильные профессионалы и что особенно важно трудолюбивые люди. Я бы посоветовал вложить ресурсы в новый гуманитарный имидж Азербайджана.


«Вчерашний обвал цен на американскую нефть имеет исключительно биржевые причины»

Аналитик российского Фонда национальной энергобезопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков:

- Вчерашний обвал цен на американскую нефть WTI имеет исключительно биржевые причины. Сложилась такая ситуация, при которой трейдерам нужно было избавиться от фьючерсов(конрактов) на майские поставки. Но характерно то что рынок стал паниковать и распродавать любые фьючерсы (хотя снижение цен по другим контрактам было не столь значительным), когда уход WTI в отрицательную зону стали объяснять переполнением хранилищ. В результате майские поставки ушли ниже нуля. Продавцы фьючерсов готовы были доплачивать за то, чтобы кто-то забрал эти фьючерсы.

Получается, что сейчас рынок очень живо будет реагировать на любые новости и рынок будет штормить вплоть до июня.

Сделка ОПЕК+ в целом и не должна была сиюминутно повысить цены на нефть. Она должна помочь избежать наихудшего сценария. Этот сценарий предусматривает переполнение нефтяных хранилищ по всему миру. В этом случае нужно будет снижать добычу гораздо больше, чем по сделке ОПЕК+. А цена на нефть тогда упадет к нулю.

Снижение добычи в рамках ОПЕК+ отодвинет срок переполнения хранилищ. Расчет идет на то, что восстановление спроса произойдет раньше, чем переполнятся хранилища. А цена не восстановится высоко еще долго. Ведь мир накопил много нефти в хранилищах. А эту нефть закачали по низким ценам. Поэтому этот объем в хранилищах будет давить на рынок и пока мир его не проест, цена не вырастит.

Добыча же сланцевой нефти будет снижаться по причине нерентабельности при ценах ниже 30 долларов за баррель. Вопрос лишь в темпах снижения и в том, будут ли власти США как-то помогать своим компаниям.


«Сделка ОПЕК еще сыграет свою роль в мае, когда она начнет действовать»

Руководитель Центра экономических стратегий Института нового общества Дмитрий Заворотный:

- Текущая ситуация такова, что на рынке сформировался гигантский избыток нефти, который по разным оценкам составляет 20-25 млн. баррелей в сутки. В апреле, по оценкам Международного энергетического агентства падение спроса составит и вовсе 29 млн. баррелей в сутки. При этом стремительно сокращаются мощности по хранению добываемой нефти. Подобные обстоятельства тянут цены к многолетним минимумам. Усугубляет ситуацию еще и спекулятивная игра – на фоне наблюдаемого негатива трейдеры распродают фьючерсы на нефть или играют на понижение, что дополнительно бьет по котировкам.

Судьба стран-экспортеров нефти будет зависеть от того, насколько серьезные убытки для них создают текущие цены, и от имеющегося запаса финансовой прочности, за счет которого можно будет минимизировать издержки. Если говорить про 2020 год, у России достаточно резервов, чтобы компенсировать все потери от низких цен на нефть. Проблемы скорее возникнут в сфере услуг, где сейчас из-за карантина зреет волна банкротств, а также могут просесть некоторые статьи экспорта, завязанные на европейский рынок, который рискует сильно пострадать от того же карантина.

Тем не менее, я думаю, что сделка ОПЕК+ еще сыграет свою роль в мае, когда она начнет действовать и страны приступят к сокращению добычи на практике. Вопрос в том, насколько сильным будет эффект от реализации достигнутых договоренностей. Это, в свою очередь, во многом будет зависеть от того, как долго продлится карантин в крупнейших странах-импортерах нефти вроде США и стран ЕС. Если в мае-июне мы увидим восстановление спроса на топливо в этих странах, тогда вкупе с сокращением добычи в рамках ОПЕК+, это, безусловно, приведет к восстановлению цен до более-менее адекватных значений. Если же окажутся правы те, кто нас пугают «вечными» карантинами, вторыми и третьими волнами коронавируса, тогда, конечно, сделка утратит какой-либо смысл.

По сути, все существующие механизмы задействованы в рамках сделки ОПЕК+. Можно, конечно, договориться о дополнительном сокращении добычи нефти, но это будет проблематично и едва ли поможет при текущем обвале спроса на топливо.

Что касается американских сланцевиков, влияние Дональда Трампа на них уже не требуется, потому что действует сила могущественнее президента США – называется она «невидимая рука рынка», которая уже активно банкротит компании отрасли. Трамп, напротив, вынужден сейчас ставить вопрос о финансовой поддержке американских нефтяников. А вот «займется» он скорее саудовскими нефтяниками. Каким образом? – через возможный запрет на импорт нефти из Саудовской Аравии. Шаг, на первый взгляд, невероятный, но у Трампа скоро выборы, а потенциальное разорение целой отрасли грозит серьезным ударом по его рейтингу, поэтому возможен и такой сценарий.


«У таких стран, как Россия, Азербайджан и Казахстан накоплены значительные резервы в фондах национального благосостояния, что позволяет им пережить трудные времена»

Российский политолог Владислав Кондратьев:

- Думаю, в первую очередь, на ситуации в мировой экономике сказывается влияние пандемии коронавируса. Большинство стран ввели значительные ограничения, сдерживающие работу ряда отраслей экономики, завязанных на использование нефти. Поэтому, несмотря на предпринимаемые меры, в том числе и ОПЕК+, если в настоящее время на нефть нет спроса, то ценовой обвал - закономерное следствие этих процессов. Как только, пандемия коронавируса пойдёт на спад, начнётся оживление экономики, что потянет за собой и нефтяные цены.

Что ждет экономику стран нефтеэкспортеров Каспия, в такой ситуации в ближнесрочной перспективе, как реагировать на ситуацию когда нефть ушла за 20 долларов вниз и еще раз пробила дно? Какую стратегию на нефтяном рынке в этом смысле могут избрать страны нефтяного Каспия?

На мой взгляд, в ближнесрочной перспективе прикаспийские страны в большинстве своём не столкнутся со значительными проблемами в экономике из-за снижения нефтяных доходов. У таких стран, как Россия, Азербайджан и Казахстан накоплены значительные резервы в фондах национального благосостояния, что позволяет им пережить трудные времена. Иран уже давно научился жить в сложных санкционных условиях. Как переживёт кризис Туркменистан сказать сложно, но Ашхабад в большей степени ориентируется на экспорт газа, поэтому, по всей видимости, в ближайшей перспективе он не столкнётся с нерешаемыми проблемами.

Что касается выработки общей стратегии, то это маловероятно. Для этого в настоящий момент не создано каких-либо механизмов согласования экономической политики стран региона. Длительное время идут разговоры о создании Организации каспийского экономического сотрудничества, в рамках которой можно было бы решать подобные вопросы, однако пока страны региона не далеко продвинулись в реализации этой идеи. Поэтому странам придётся переживать кризис, по большей части, самостоятельно. Хотя региональное экономическое сотрудничество на Каспии, несомненно, может в какой-то степени облегчить ситуацию.

Подготовил Вадим Мансуров

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: Нефть   Цены   BRENT   Эксперт  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА